"Практическая бухгалтерия" /
М. Колтакова, финансовый директор ЗАО «Туристическая компания АКТИС»
Ваша фирма купила кондиционер, печь СВЧ илиэлектрочайник. Такие расходы инспекторы могут признать экономически необоснованными. Приведите аргументы, которые заставят контролеровизменить свое мнение.
Требования ТК
В течение рабочего дня сотрудникам должен бытьпредоставлен перерыв для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ). Если такойперерыв невозможен, то работодатель обязан обеспечить отдых и приемпищи в рабочее время.
Кроме того, в фирме должны быть оборудованысанитарно-бытовые помещения для еды, комнаты для отдыха ипсихологической разгрузки (ст. 223 ТК РФ).
За нарушение действующих санитарных правил в статье 6.3 КоАП предусмотрен штраф. Его величина составляет:
Таким образом, расходы на приобретение бытовойтехники в отдельных случаях обусловлены не прихотью руководства, аявляются обязательными для организации. Условно их можно разделить надве группы:
Оборудование рабочих мест
Согласно статье 25 Федерального закона от 30 марта1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения», условия труда, рабочее место не должны оказывать вредноевоздействие на человека. Поэтому организации обязаны оборудоватьрабочие места, организовать режим труда и отдыха так, чтобыпредупредить травмы и профессиональные заболевания.
Например, помещение, где работают персональныекомпьютеры, необходимо проветривать каждый час. Об этом говорится впункте 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, которые утверждены постановлениемГлавного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118.Поэтому, сославшись на данные требования законодательства, фирма можетобосновать приобретение вентилятора.
Для оправдания затрат на установку кондиционера илиприобретение обогревателей бухгалтеру следует руководствоваться СанПиН2.2.4.548-96, которые утверждены постановлением ГоскомсанэпиднадзораРоссии от 1 октября 1996 г. № 21. В этом документе приведена таблицаоптимальных величин показателей микроклимата на рабочих местах впроизводственных помещениях.
Так, летом температура воздуха в помещении не должнапревышать 25 градусов, а его относительная влажность не может быть ниже40 процентов. Такие нормы обеспечивают ощущение теплового комфорта втечение рабочего дня, не влияют на здоровье, а также создаютпредпосылки для высокого уровня работоспособности.
Также для обоснования покупки кондиционера,вентилятора или обогревателя можно воспользоваться СанПиН2.2.2.1332-03, которые утверждены постановлением Главногогосударственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. № 107. В пункте5.1 этих правил сказано о том, что помещение, в котором стоит ксерокс,должно быть оборудовано системами отопления, вентиляции икондиционирования воздуха.
Таким образом, экономическую обоснованность расходовна обеспечение санитарно-бытовых условий труда на рабочем местеорганизация может подтвердить распорядительным документом и (или)положением коллективного (трудового) договора в соответствии сСанитарными правилами и нормативами (СанПиН).
Создание условий для отдыха и питания
Если фирма оборудует помещения для отдыха и питанияработников, то обосновать расходы на приобретение электрочайников,микроволновых печей, холодильников, кулеров для питьевой воды и т. п.несложно. Ведь тем самым предприятие выполняет требования трудовогозаконодательства (ст. 223 ТК РФ). Дополнительным аргументом в случаепретензий проверяющих могут стать анализы качества воды, поставляемойпо водопроводу в помещения. Предельно допустимые концентрации вредныхвеществ и микробов в воде приведены в СанПиН 2.1.4.1074-01, которыеутверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября2001 г. № 24.
Отметим, что работодатель обязан обеспечить условиятруда, определяемые не только законодательством, но и коллективнымдоговором, соглашениями, локальными нормативными актами (правилами,положениями, приказами, другими распорядительными документами). Этоследует из статьи 56 Трудового кодекса РФ.
Бухгалтерский учет
Срок полезного использования бытовой техники обычнопревышает 12 месяцев. Поскольку такие объекты используются вдеятельности организации и, следовательно, приносят экономическиевыгоды, они должны быть учтены в составе основных средств (п. 4 ПБУ6/01). При этом стоимость активов определяется как сумма фактическихзатрат на их приобретение и приведение в состояние, пригодное дляиспользования (например установка и монтаж), за минусом НДС и акциза.
Расходы на покупку техники, не требующей монтажа, вбухгалтерском учете сначала учитывают на счете 08 «Вложения вовнеоборотные активы», а требующей монтажа – на счете 07 «Оборудование кустановке». К технике, требующей монтажа, относится оборудование,которым можно пользоваться только после сборки его частей, прикрепленияк фундаменту или опорам и т.п.
Монтажные работы, которые выполнили подрядчики,бухгалтер учитывает на основании акта. При вводе в эксплуатациюсмонтированного оборудования должен быть оформлен акт о приеме-передачеобъекта основных средств по форме ОС-1. Этот бланк утвержденпостановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Пример 1. ООО «АВС» приобрело для офиса кондиционер стоимостью29 500 руб. (в том числе НДС – 4500 руб.). Монтаж осуществила подряднаяорганизация. Стоимость монтажных работ – 5900 руб. (в том числе НДС –900 руб.). Кондиционер был введен в эксплуатацию в июле 2005 г. В бухгалтерском учете фирмы сделаны следующие записи: Дебет 07 Кредит 60 – 25 000 руб. – приобретен кондиционер; Дебет 19 Кредит 60 – 4500 руб. – отражен НДС со стоимости приобретения; Дебет 60 Кредит 51 – 29 500 руб. – оплачен кондиционер; Дебет 60 Кредит 51 – 5900 руб. – оплачен счет за монтаж оборудования; Дебет 08 Кредит 07 – 25 000 руб. – передан кондиционер для монтажа; Дебет 08 Кредит 60 – 5000 руб. – смонтирован кондиционер; Дебет 19 Кредит 60 – 900 руб. – учтен НДС по монтажу; Дебет 01 Кредит 08 – 30 000 руб. (25 000 + 5000) – введен в эксплуатацию кондиционер. Вычет НДС по амортизируемому имуществу, требующемумонтажа, производится с момента начисления амортизации (п. 5 ст. 172 НКРФ). Ее начисляют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в которомобъект был введен в эксплуатацию. В нашем примере это июль.Следовательно, амортизацию бухгалтер начнет начислять с августа и тогдаже поставит НДС к вычету: Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 900 руб. – принят к вычету НДС по монтажным работам; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 4500 руб. – принят к вычету НДС со стоимости кондиционера.
Пример 1.
ООО «АВС» приобрело для офиса кондиционер стоимостью29 500 руб. (в том числе НДС – 4500 руб.). Монтаж осуществила подряднаяорганизация. Стоимость монтажных работ – 5900 руб. (в том числе НДС –900 руб.). Кондиционер был введен в эксплуатацию в июле 2005 г.
В бухгалтерском учете фирмы сделаны следующие записи:
Дебет 07 Кредит 60
– 25 000 руб. – приобретен кондиционер;
Дебет 19 Кредит 60
– 4500 руб. – отражен НДС со стоимости приобретения;
Дебет 60 Кредит 51
– 29 500 руб. – оплачен кондиционер;
– 5900 руб. – оплачен счет за монтаж оборудования;
Дебет 08 Кредит 07
– 25 000 руб. – передан кондиционер для монтажа;
Дебет 08 Кредит 60
– 5000 руб. – смонтирован кондиционер;
– 900 руб. – учтен НДС по монтажу;
Дебет 01 Кредит 08
– 30 000 руб. (25 000 + 5000) – введен в эксплуатацию кондиционер.
Вычет НДС по амортизируемому имуществу, требующемумонтажа, производится с момента начисления амортизации (п. 5 ст. 172 НКРФ). Ее начисляют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в которомобъект был введен в эксплуатацию. В нашем примере это июль.Следовательно, амортизацию бухгалтер начнет начислять с августа и тогдаже поставит НДС к вычету:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 900 руб. – принят к вычету НДС по монтажным работам;
– 4500 руб. – принят к вычету НДС со стоимости кондиционера.
Что касается норм амортизации, то в Классификацииосновных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1января 2002 г. № 1, в четвертой группе под номером 16 2930000 числятся«Приборы бытовые» со сроком полезного использования свыше 5 лет и до 7лет включительно. Таким образом, организация вправе выбрать срокполезного использования в указанных пределах.
Если стоимость бытовой техники составляет менее 10000 рублей, то фирма вправе сразу списать ее на расходы при вводе вэксплуатацию.
Пример 2. ООО «АВС» приобрело электрочайник стоимостью 2360руб. (в том числе НДС – 360 руб.). В бухгалтерском учете необходимосделать следующие проводки: Дебет 60 Кредит 51 – 2360 руб. – оплачен электрочайник; Дебет 08 Кредит 60 – 2000 руб. – получен электрочайник; Дебет 19 Кредит 60 – 360 руб. – отражен НДС со стоимости приобретения; Дебет 01 Кредит 08 – 2000 руб. – введен в эксплуатацию электрочайник; Дебет 26 Кредит 01 – 2000 руб. – списаны расходы на приобретение электрочайника в день ввода в эксплуатацию. Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 360 руб. – принят к вычету НДС.
Пример 2.
ООО «АВС» приобрело электрочайник стоимостью 2360руб. (в том числе НДС – 360 руб.). В бухгалтерском учете необходимосделать следующие проводки:
– 2360 руб. – оплачен электрочайник;
– 2000 руб. – получен электрочайник;
– 360 руб. – отражен НДС со стоимости приобретения;
– 2000 руб. – введен в эксплуатацию электрочайник;
Дебет 26 Кредит 01
– 2000 руб. – списаны расходы на приобретение электрочайника в день ввода в эксплуатацию.
– 360 руб. – принят к вычету НДС.
Налоговый учет
Поскольку бытовая техника используется вдеятельности организации, она должна быть учтена в составеамортизируемых основных средств (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ).
В первоначальную стоимость техники входит суммарасходов на ее приобретение, сооружение и т. д., а также затраты надоведение имущества до состояния, в котором оно пригодно дляиспользования. При этом нужно вычесть НДС и акциз.
Таким образом, первоначальная стоимость данныхобъектов в бухгалтерском и налоговом учете будет совпадать. Совпадет исумма амортизационных отчислений, если в бухгалтерском и налоговомучете установить одинаковый срок полезного использования и выбратьлинейный способ амортизации.
Технику стоимостью менее 10 000 рублей списывают напрочие расходы единовременно на дату ввода в эксплуатацию. При этомможно сослаться на подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодексаРФ. В нем упоминаются расходы на создание безопасных условий труда. Отом, что работодатель обязан их обеспечить, говорится в статье 212Трудового кодекса.
Бытовую технику стоимостью более 10 000 рублей списывают на расходы по мере начисления амортизации.
внимание Результаты измерений температуры оформляютсяспециальным протоколом. Это важный документ, который подтвердитэкономическую обоснованность затрат. Его должен подписать начальник АХОи специалист, ответственный за охрану труда.
внимание
Результаты измерений температуры оформляютсяспециальным протоколом. Это важный документ, который подтвердитэкономическую обоснованность затрат. Его должен подписать начальник АХОи специалист, ответственный за охрану труда.