Налоговая реформа в стране забуксовала. Члены правительства не могут договориться, что им делать с налогом на добавленную стоимость (НДС): снизить, ужесточить или вовсе отменить.
Анастасия Самоторова, Елена Короп
Журнал "ПРОФИЛЬ"
О налоге на добавленную стоимость принято говорить в превосходной степени. Важнейший для бюджета: на него приходится до 40% доходов. Сложнейший в администрировании: длинная цепочка начисления НДС не позволяет фискалам оперативно отслеживать налог. Самый «криминальный»: половина правонарушений в налоговой сфере связана с НДС. Для бизнеса НДС, пожалуй, наиболее неприятный налог ввиду высокой ставки, сложной отчетности и мучительной процедуры возврата. Скандальный налог НДС можно назвать и самым скандальным налогом. Жаркие споры о том, как реформировать НДС, длятся несколько лет. Ранее в связи с этим налогом обсуждались в основном две проблемы: высокая ставка и сложность процедуры возврата НДС экспортерам и при капитальном строительстве. В 2004 году правительство снизило ставку НДС с 20% до 18%, но этого оказалось недостаточно с точки зрения как стимулирования высокотехнологичных производств, так и собираемости налога. Минфин и Минэкономразвития согласились в перспективе снизить ставку до 15—16% при условии отмены льгот. А аппарат правительства, пребывающий в постоянных поисках рычагов ускорения экономического роста, год назад предложил совсем радикальную меру: установить плоскую шкалу НДС на уровне 13%. Идею 13-процентного НДС раскритиковали все: от министра финансов Алексея Кудрина, который предрек в этом случае бюджетный дефицит, до Всемирного банка, заявившего, что правительство России таким образом лишает казну единственного крупного источника доходов, не особенно чувствительного к колебаниям цен на нефть и газ. Тем не менее Михаил Фрадков добился того, чтобы пункт о снижении ставки налога на добавленную стоимость до 13% был внесен в среднесрочную программу правительства. Недорабатываем Теперь на первый план вышли сложности иного порядка. На заседании правительства 23 ноября обсуждалась плачевная ситуация с администрированием НДС. Поступления этого налога в бюджет снижаются. В первом полугодии 2006 года они составили 467,4 млрд. рублей, что на 9,2% меньше плана. При этом рост возмещений налога существенно опережает динамику поступлений. В последние годы темпы роста возмещений по НДС примерно соответствовали темпам роста поступлений. Разрыв составлял 1,6 процентного пункта в пользу возмещений. В 2006 году картина резко изменилась. По итогам первого полугодия начисленный НДС увеличился на 47,4% в годовом исчислении. При этом, как отмечается в официальных материалах, если бы не было налоговых поступлений, «взысканных с одного из крупнейших налогоплательщиков», рост составил бы всего 3,9%. В то же время налоговые вычеты возросли в 1,6 раза.
Как поступить с НДС? Аппарат правительства: ввести плоскую шкалу налога на уровне 13%. Минфин: устранять проблемы администрирования, не изменяя ставку. Администрация президента: заменить НДС налогом с продаж в размере 10%. Минэкономразвития: согласно со снижением ставки НДС до 15—16%, но и не против введения налога с продаж. Периодически различные ведомства предлагают повысить сборы НДС, отказавшись от его возврата экспортерам.
Находка для мошенника Посредством НДС в бюджет изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров, работ и услуг. В странах, где действует НДС, этот налог считается одним из основных источников формирования доходов бюджета. В России ставка НДС выше, чем в большинстве экономически развитых стран, и составляет 18%. Есть еще льготная, 10-процентная ставка для некоторых продовольственных, медицинских и детских товаров. Компании имеют право на возмещение НДС при экспортных операциях, капитальном строительстве и закупке оборудования. НДС передается от предприятия к предприятию одновременно с осуществлением платежей за товары и услуги. В конце налогового периода компания перечисляет в бюджет разницу между входящим НДС и начисленным. Уклонение от уплаты НДС — не чисто российская проблема. Собираемость НДС в РФ оценивается на уровне 70%, что соответствует показателям Испании и Италии. По данным компании «Гарант», на долю неправомерного возмещения НДС приходится около 50% всех налоговых мошенничеств. Но законы не предусматривают ответственности конкретно за неуплату НДС. Ответственность за уклонение от налогов установлена ст. 122 Налогового кодекса, а использование незаконных схем минимизации налогообложения карается в соответствии со статьями уголовного законодательства. Неуплата или неполная уплата налога карается штрафом в размере 20—40% от неуплаченных сумм. Уклонение в особо крупных размерах грозит тюремным заключением на срок до 6 лет. Случаи, когда налогоплательщик в результате незаконного возмещения НДС получает денежные суммы, рассматриваются как мошенничество и караются лишением свободы на срок до 10 лет и штрафом до 1 млн. рублей. Однако привлечь налогового махинатора к уголовной ответственности непросто — для этого нужно доказать, что он умышленно занизил налогооблагаемую базу.
Недоплачивают все