Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит»тел/факс (095) 937-3451 /
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" предусматривает специальную статью, благодаря которой налогоплательщики имеют возможность использовать в своей хозяйственной деятельности ряд льгот. Это статья 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
"Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Фактически все льготы, которые устанавливаются данной статьей, можно разделить на три группы:
Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров:
Льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков:
Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций:
Возможность применения налоговых льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит от соблюдения им ряда условий пользования льготами, установленных НК РФ. Предусмотренные НК РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие условия применения налоговых льгот, то есть условия, распространяемые на всех без исключения соискателей льгот, и специальные, установленные в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.
Согласно положениям части второй НК РФ, общие условия применения налоговых льгот по НДС следующие:
Общими условиями применения льгот являются:
Иногда возникают ситуации, когда при налоговой проверке выявляются факты неправомерного использования льгот. У налогоплательщика возникает вопрос, каковы последствия неправомерного использования льготы. Необходимо отметить, что специальной ответственности по этому поводу НК РФ не устанавливает.
Однако если налоговый орган при проверке выяснит, что налогоплательщик применил льготу не имея на нее права, а это соответственно привело к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, то в этом случае налоговый орган наложит штраф на налогоплательщика в размере 20% от неуплаченной суммы налога, в соответствии со статьей 122 НК РФ:
Внимание!
Даже при условии того, что налогоплательщик имеет право на льготу, налоговое законодательство не освобождает такого налогоплательщика от следующих обязанностей:
В том случае, если налогоплательщик, осуществляя льготируемую операцию, выставил счет-фактуру и указал в ней сумму налога (такие ситуации на практике встречаются достаточно часто), по данному счету-фактуре налогоплательщик будет обязан заплатить НДС в бюджет. Данное требование закреплено в пункте 5 статьи 173 НК РФ:
Поэтому хочется дать налогоплательщикам один совет:
В том случае, если покупатель отказывается у вас приобретать товары (работы, услуги) по счету-фактуре, не содержащему НДС, не нарушайте налоговое законодательство, оформите документы надлежащим образом. В противном случае, пострадаете "дважды": придется уплатить начисленный НДС, кроме того "входной" НДС по такой операции возместить не удастся, а учесть "входной" налог в стоимости материально-производственных запасов будет рискованно, так как статья 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда НДС учитывается в стоимости и перестает действовать термин "освобожденных от налогообложения" (неоднозначно):
"Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:
В общеустановленном порядке налогоплательщик обязан сдавать в налоговую инспекцию декларации по НДС. Декларация сдается даже при условии осуществления исключительно "льготных" операций. Подавая декларацию по налогу в налоговый орган, налогоплательщик обязан все "льготные" операции отражать в разделе 5 "Операции, не подлежащие налогообложению". Налогоплательщик должен четко осознавать, что, осуществляя льготируемые операции, он все равно является налогоплательщиком, то есть объекты налогообложения у него присутствуют.
Причем не забывайте, каждой льготируемой операции присвоен свой определенный код, который также отражается в декларации по НДС.
Эти коды приведены в приложении 3 к Инструкции по заполнению деклараций по НДС, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 21 января 2002 года №БГ-3-03/25 "Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость".
На практике нередки случаи, когда налогоплательщику невыгодно применять льготу. Как в данном случае поступать, имеет ли право "льготник" отказаться?
НК РФ предусмотрена возможность отказа от льготы. Однако чтобы использовать возможность отказа от льготы, налогоплательщик обязан соблюдать следующие условия:
Таким образом применить отказ от льготы налогоплательщик имеет право только по вышеперечисленным операциям.
Отказаться от использования других льгот налогоплательщик не имеет права.
Второе условие, которое должен выполнить налогоплательщик.
Чтобы осуществить отказ от льготы, налогоплательщик должен в налоговый орган предоставить письменное заявление (в произвольной форме). Сделать это нужно до 1-го числа того налогового периода, с которого налогоплательщик хочет отказаться от использования льготы.
Налогоплательщику необходимо обратить внимание и на пункт 8 статьи 149 НК РФ, который устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу в тех случаях, когда на законодательном уровне либо вводятся новые льготы, либо отменяются действующие. В таких ситуациях налогоплательщики должны применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.
Пример 1. Предположим, что законом установлена новая льгота на товар. Если на момент отгрузки данного товара новая льгота еще не действовала, то даже при условии того, что деньги за данный товар данная организация получит в период действия льготы, НДС придется заплатить в бюджет. Здесь особых сложностей не возникает. Сложнее выглядит ситуация, когда покупатель за товар перечислил авансовый платеж с учетом налога, а до того момента, как товар был отгружен, закон установил новую льготу. Тогда, соответственно на дату отгрузки, новая льгота уже будет действовать, при этом фирма-продавец должна либо вернуть сумму налога покупателю либо изменением к договору пересмотреть ценовую структуру (цена та же, но без НДС). Поставить к вычету НДС с аванса можно пропорционально суммам отгрузки и возврата сумм, а не в момент "возврата суммы налога". Окончание примера.
Пример 1.
Предположим, что законом установлена новая льгота на товар. Если на момент отгрузки данного товара новая льгота еще не действовала, то даже при условии того, что деньги за данный товар данная организация получит в период действия льготы, НДС придется заплатить в бюджет.
Здесь особых сложностей не возникает. Сложнее выглядит ситуация, когда покупатель за товар перечислил авансовый платеж с учетом налога, а до того момента, как товар был отгружен, закон установил новую льготу. Тогда, соответственно на дату отгрузки, новая льгота уже будет действовать, при этом фирма-продавец должна либо вернуть сумму налога покупателю либо изменением к договору пересмотреть ценовую структуру (цена та же, но без НДС). Поставить к вычету НДС с аванса можно пропорционально суммам отгрузки и возврата сумм, а не в момент "возврата суммы налога".
Теперь, рассмотрим ситуацию, когда законодательно отменяется льгота.
Пример 2. Предположим, что товар был оплачен авансовым платежом, а отгружен после отмены льготы. В такой ситуации фирме-продавцу придется уплатить НДС с данной реализации. Продавец должен выставить счет-фактуру уже с учетом налога, либо увеличив тем самым задолженность покупателя и потребовав доплатить сумму налога (что противоречит ГК РФ), либо пересмотрев структуру цены реализации и не меняя суммы включить в нее НДС. Окончание примера.
Пример 2.
Предположим, что товар был оплачен авансовым платежом, а отгружен после отмены льготы.
В такой ситуации фирме-продавцу придется уплатить НДС с данной реализации.
Продавец должен выставить счет-фактуру уже с учетом налога, либо увеличив тем самым задолженность покупателя и потребовав доплатить сумму налога (что противоречит ГК РФ), либо пересмотрев структуру цены реализации и не меняя суммы включить в нее НДС.
Налогоплательщикам НДС стоит обратить внимание на тот факт, что Федеральным законом от 20 августа 2004 года №109-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 149 НК РФ добавлены две новые льготы. Речь идет о подпунктах 22 и 23 пункта 3 указанной статьи. Данные льготы включены в текст налогового законодательства с целью создания условий для формирования в Российской Федерации рынка доступного жилья.
Таким образом, с 1 января 2005 года освобождаются от налогообложения операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (подпункт 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ).
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Это помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:
В указанной статье приведены понятия, что признается жилым домом, квартирой и комнатой:
Поэтому, к реализации указанных помещений с 1 января 2005 года применяется льгота, установленная подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Причем данная льгота распространяется только на операции по их купле-продаже, к строительно-монтажным работам при возведении этих жилых объектов данная льгота отношения не имеет.
Иначе говоря, льгота на этапе передачи законченного строительством жилищного объекта от подрядчика к заказчику-застройщику и от заказчика-застройщика к инвестору не применяется. Они работают с НДС и передают эти объекты инвестору с учетом налога. А вот при дальнейшей реализации этого жилья инвестор осуществляет льготную операцию, причем сумма "входного" налога, полученного им от заказчика-застройщика, должна быть учтена им в стоимости реализуемых жилых помещений на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ.
Логическим "продолжением" данной льготы является предоставление освобождения на передачу доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир (подпункт 23 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Статьями 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено:
"Статья 289. Квартира как объект права собственности
Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
Данная льгота введена с целью предотвращения конфликтных ситуаций и налоговых споров. Отсутствие льготы при передаче доли в праве на общее имущество, фактически означало бы, что налогоплательщик должен был бы рассчитать данную долю и при ее передаче начислить сумму налога.
Статья 149 НК РФ устанавливает ряд льгот и для инвалидов. В частности, освобождаются от налогообложения обороты по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года №884 "Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)" утвержден перечень товаров, не освобождаемых от НДС:
Также, согласно статье 149 НК РФ, освобождены от налогообложения операции по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства".