Категории каталога

Наступил сезон подарков

Журнал

М.Л. Косульникова, главный бухгалтер ООО «СТИП»

 Во время новогодних праздников многие магазины для увеличения продаж проводят рекламные акции, лотереи, конкурсы, устраивают распродажи. Рассмотрим, чем такая раздача подарков оборачивается для  продавцов и покупателей с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения.

 Рекламные акции

 Реклама — это информация, распространяемая любым способом и в любой форме, адресованная неопределенному кругу лиц (закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). Реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

При правильно оформленных документах к рекламе можно отнести дегустацию продуктов, конкурсы, подарки с нанесенной символикой или реквизитами фирмы и т.д. Для подтверждения рекламной компании издайте приказ. В приказе укажите цель и программу проведения рекламной акции. Затем оформите детальный отчет о затратах на проведение рекламной компании. В этом случае налоговым инспекторам будет трудно доказать экономическую необоснованность затрат и присудить вам безвозмездную передачу товара.

Магазины часто в рекламных целях организуют лотереи,  право на участие в которых не связано с внесением платы, и призовой фонд формируется за счет средств организатора (стимулирующая лотерея). Не забудьте сообщить о лотерее в налоговый орган не менее чем за двадцать дней до начала проведения.

Имейте в виду, если вы дарите подарки заранее определенному кругу лиц, то данная операция считается  безвозмездной передачей товаров.

Налог на прибыль

 В соответствии с пунктом 16 статьи 270 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей (письмо Минфина от 22.09.2006 г. № 03–04–11/178).

Расходы же на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы учитываются для целей налогообложения в пределах нормативов. Расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Проведение дегустации также относится к расходам на иные виды рекламы. При этом налоговики отметили: если проведение дегустаций не носит рекламный характер, то использованные товары в целях налогообложения налогом на прибыль признаются безвозмездной реализацией и налоговую базу не уменьшают (письмо Минфина от 16.08.2005 г. № 03–04–11/205). 

НДС

 Передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Безвозмездную раздачу сувенирной продукции  в ходе проведения рекламных мероприятий следует рассматривать как безвозмездную передачу товаров. Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса налоговую базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен передаваемых товаров (письмо Минфина от 11.02.2005 г. № 03–04–11/30).

Если рекламные расходы нормируются для целей налогообложения, то, согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса, суммы НДС подлежат вычету в размере указанных норм.

Минфин в письме от 11.11.2004 г. № 03–04–11/201 указал, что делать, если расходы на рекламу относятся к нескольким отчетным периодам. В этом случае суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету в размере, соответствующем нормативу, применяемому для целей налога на прибыль организаций в тех периодах, в которых возникают эти расходы. Мы считаем, что данное утверждение необоснованно. Норматив для целей налога на прибыль в течение налогового периода меняется,  поэтому ­подлежит корректировке и норматив для НДС.

Пример 1

 ООО «Инфо» 20 ноября 2006 года приобрело призы для проводимого в ­рекламных целях розыгрыша.

Стоимость призов — 177 000 руб., в т.ч. НДС 18% — 27 000 руб.

Выручка от реализации без НДС с января по ноябрь — 12 000 000 руб.

Выручка от реализации без НДС с января по  декабрь — 16 000 000 руб.

Рассчитаем размеры рекламных расходов, которые можно учесть по налогу на прибыль и НДС  в ноябре и декабре 2006 года.

Ноябрь:

Максимальный расход на рекламу для целей налогообложения — 120 000 руб. (12 000 000 1%).

Расход на рекламу для налога на прибыль — 120 000 руб.

Вычет по НДС — 21 600 руб. (120 000 18%).

Декабрь:

Максимальный расход на рекламу для целей налогообложения 160 000 руб. (16 000 000 1%).

Расход на рекламу для налога на прибыль — 150 000 руб.

Вычет по НДС — 5 400 руб. ((150 000 18%) — 21 600 (учли в ноябре)).

Не забудьте выписывать счета-фактуры и отражать их в книге продаж. В ноябре 2006 года главное финансовое ведомство страны разрешило счет-фактуру по товарам, безвозмездно переданным физическим лицам в рекламных целях, выписывать в одном экземпляре на всю партию передаваемых товаров (письмо Минфина от 15.11.2006 г. № 03–04–11/217).

Напоминаем, что с 1 января 2006 года к операциям, не подлежащим налогообложению, относится передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Учтите, что если вы хотите воспользоваться этой льготой, то, в соответствии с пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса, обязаны вести раздельный учет таких операций, что является весьма трудоемким. Вы вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Для этого предоставьте в налоговую инспекцию заявление не позднее 1-го числа налогового периода, с которого хотите отказаться от освобождения. Такой отказ возможен только в отношении всех операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Налоговые работники считают, что безвозмездная передача продуктов для дегустации признается  безвозмездной передачей товаров и облагается налогом на добавленную стоимость. Налоговую базу надо также определять исходя из рыночных цен (письмо Минфина от 16.08.2005 г. № 03–04–11/205).

Сумма налога на добавленную стоимость, начисленная при  безвозмездной передаче рекламной продукции, в расходы по налогу на прибыль ­организаций не включается (письмо Минфина от 22.09.2006 г. № 03–04–11/178).

НДФЛ

 В соответствии с пунктом 28 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы. В таких случаях на организацию не возлагается обязанность по исчислению и удержанию у 

Материал предоставлен: Клерк.РУ
Автор: Налоговый учет для бухгалтера

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru