Этот доклад, подготовлен по заказу Экспертного управления группой экономистов во главе с Максимом Куликовым, был в минувшую пятницу представлен Центру исследования проблем налогообложения при Финансовой академии и опубликован на сайте центра www.taxreform.ru. Работа посвящена анализу существующего в Российской Федерации налога на добавленную стоимость, а также возможным последствиям полной замены его новым налогом с продаж.
Работа посвящена анализу существующего в Российской Федерации налога на добавленную стоимость, а также возможным последствиям полной замены его новым налогом с продаж.
Предлагаемая модель нового налога с продаж такова:
Новый налог сохранит некоторые черты НДС, поскольку перечень налогоплательщиков, объект налогообложения и налоговая база у этих налогов будут близки. Однако, в отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к покупателю по всей производственной цепи, а будет начисляться и взиматься только на стадии конечного потребления. Под конечным потреблением здесь понимается:
Отличительной чертой нового налога по сравнению со старым НСП является то, что для расчетов базы нового налога используется весь без исключения оборот розничной торговли и платных услуг, что позволяет не только упростить расчеты начислений налога, но и повысить его потенциальную собираемость за счет однозначного отнесения товара или услуги к объектам налогообложения. Также новыми чертами предложенного налога с продаж являются включение в объекты налогообложения расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций, что позволяет существенно повысить его поступления. Важной особенностью налога является обязанность всех юридических лиц подавать налоговые декларации, а не только тех, кто имеет налоговые обязательства. Таким образом, нивелируется один из недостатков налога с продаж - отсутствие контроля оборотов по реализации налогоплательщиков. Результаты расчетов показывают, что в случае полной отмены НДС и введении налога с продаж со ставкой 10%, снижение доходов бюджета в 2004 г. составило бы 209 млрд. рублей, или 1,2% ВВП (при расчетной собираемости налога с продаж в розничной торговле и секторе платных услуг равной 60%). Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета, ставка налога должна составлять 14% (для указанной выше собираемости НСП в розничной торговле и платных услуг). Только при повышении собираемости НСП с домашних хозяйств до уровня 95%, переход на ставку НСП 10% будет безубыточным для бюджета.
Также, был проведен модельный анализ изменения налоговой нагрузки на различные типы предприятий: нефтяные компании, оптовые и розничные торговые компании, и компании, оказывающие услуги физическим и юридическим лицам. Предполагая, что замена налогов никак не отразится на ценовой политике компаний, были получены следующие результаты: