Вторая важная проблема, которую поднял г-н Харченко на встрече в КГА, - это вопрос о городских вокзалах. Судьбой терминалов озаботились железнодорожники. Недавно министр путей сообщения Николай Аксененко утвердил программу подготовки вокзалов Октябрьской железной дороги к 300-летнему юбилею города. Согласно плану, предусмотрены ремонтно-восстановительные работы и модернизация на Балтийском, Витебском, Московском и Финляндском вокзалах, станциях Детское Село, Зеленогорск, Новый Петергоф, Ораниенбаум, Павловск. Реализация намеченного оценивается в 1,18 млрд рублей. Предполагается, что почти половину издержек (504 млн рублей) покроет федеральный бюджет, 322 млн рублей поступят из городского бюджета и 354 млн рублей - из внебюджетных источников. Сносить или не сносить? Главный архитектор города подробно остановился на судьбе Варшавского вокзала. Ведь терминал вместе с прилегающей территорией образует огромную промышленную зону внутри города. К тому же, Варшавский вокзал был расположен так, что исторический центр Санкт-Петербурга оказался заперт промышленным полукольцом с юга. Поэтому крайне необходимо изменение в планировке города. Решение о демонтаже этого вокзала было принято еще первым генеральным планом реконструкции в 1936 году. В генеральном плане реконструкции 1985 года Варшавский вокзал опять фигурировал как объект, подлежащий сносу. Сейчас, когда пассажирские потоки в страны Балтии и Белоруссию сократились, архитекторы возвратились к давней теме пробивки Новоизмайловского проспекта - он прокладывался как продолжение Измайловского проспекта за промышленной зоной вокзала. Но впоследствии решили вокзал временно сохранить. Сейчас здание вокзала, построенное архитектором П.Сальманович в 1857-1860 г.г., ветшает, разрушается. Надо срочно решать, как с ним поступить. Градостроители предлагают три варианта решения этого вопроса. Первый вариант - снести здание и построить эстакаду, которая соединит Измайловский и Новоизмайловский проспекты. Она пройдет от моста через Обводный канал над всей промзоной. Второй вариант - сохранить здание вокзала, восстановить его и наделить какой-либо другой функцией, например, создать музей современного искусства. В этом случае эстакада у Обводного канала будет раздваиваться и огибать здание вокзала по бокам с двух сторон. Третий вариант - поэтапно расчищается вся территория промзоны силами Октябрьской железной дороги. На освободившейся площади продлевается Измайловский проспект, строятся жилые дома, развивается городская инфраструктура. Судьба же самого здания вокзала в этом варианте не решена. Г-н Харченко подчеркнул, что только взвесив все <за> и <против>, выслушав мнение горожан, власти города и железнодорожники примут окончательное решение по этому вопросу. На встрече не обойден был вопрос о строительстве Ладожского вокзала. Каждый год, особенно в летний период, на Московском и Финляндском вокзалах создается напряженная обстановка - многократно увеличивается объем поездов пригородного и дальнего направления. Поэтому нужен новый терминал, который возьмет на себя большую часть пассажиропотоков и разгрузит южное и карельское направления. Поэтому возникла идея о Ладожском вокзале. Еще в 1975 году был создан его первый проект и составлено технико-экономическое обоснование. Он должен был дополнить транспортную инфраструктуру города. Год назад вопрос о строительстве Ладожского вокзала подняли вновь. На совещании в Москве у министра путей сообщения Аксененко было принято решение о целесообразности строительства. Ладожский вокзал планируется построить близ станции метро <Ладожская> на базе путевого хозяйства железнодорожной платформы Дача Долгорукова. Это будет единственный пассажирский терминал железной дороги в восточной части города и первый транзитный вокзал в Санкт-Петербурге. По словам заместителя председателя КГА Виталия Зенцова, сооружения Ладожского вокзала будут скомпонованы по эффективной и экономичной вертикальной схеме. Это означает, что зоны прибытия и убытия могут быть размещены под и над железнодорожными путями, а площади залов ожидания и других вспомогательных помещений минимизированы. Главным фасадом вокзал будет обращен к Заневскому проспекту; перед зданием сформируется обширная привокзальная площадь, обустроенная точками торговли и сервиса. Здесь же будет пробит второй выход со станции метро <Ладожская>. Строительство вокзала будет финансировать МПС, что обойдется ему, по предварительной оценке, в 6 млрд рублей. Подрядчиком работ выступит Балтийская строительная компания.
Глеб МАЛЫШЕВ