Идея скоростного надземного экспресса не нова для Петербурга. Век назад, когда извозчик и конка были основными транспортными средствами в северной столице, всерьез стали разрабатываться проекты метрополитена – подземного и надземного.
Один из «прожектов» принадлежал инженеру и архитектору Петру Ивановичу Балинскому, автору ряда жилых домов больничных зданий в Петербурге, дач в пригородах — в Лесном, на Аптекарском острове, в Царском Селе и в Красном Селе. Всего под его руководством было осуществлено 127 проектов.
Балинский предлагал скоростную надземную дорогу, которая охватывала бы весь Петербург. По его мысли, на месте Обуховской больницы на Фонтанке следовало возвести трехэтажное здание центрального вокзала, куда бы приходили и откуда бы отправлялись все пассажирские поезда, сюда же предполагалось подвести и пути метрополитена. Балинский предложил укрепить их на металлических столбах на высоте 5–10 метров.
Расстояние между столбами должны были закрыть металлическими либо каменными стенами, украшенными майоликой, глазурованным кирпичом и бронзовыми украшениями, а образовавшиеся под полотном дороги помещения намечалось использовать под склады, амбары и магазины. Протяженность всей трассы исчислялась в 95 верст, при этом требовалось перебросить через реки и каналы Петербурга 11 дополнительных мостов.
Вокруг проекта Балинского, стоимость осуществления которого оценивалась в 120 миллионов рублей, разгорелись нешуточные страсти. Интерес был всеобщим – в обществе, в печати и в техническом мире. «Где деньги – там и страсти, — писал один из строительных журналов. – Запрыгали нервы, разгорелись глаза, заскрежетали зубы, стон раздавался от Петербурга до Нижнего Новгорода. Зарычали электрические львы в Англии, Германии и Бельгии, а петербургские и московские купцы метали громы и молнии и, не зная даже в чем дело, на всякий случай закричали на всю Россию: «Караул – грабят!»
А разгорелся весь сыр-бор из-за того, что Балинский обратился со своим проектом не «обычным путем», то есть к городским управлениям, а непосредственно к правительству. Он не скрывал, почему сделал это именно так: как он сам заявил, дума бы сначала высмеяла его, положила проект под сукно, а спустя некоторое время выдала бы его предложения за свои. «Я представил мой проект высшему правительству, — заявил Балинский, — в полной уверенности, что оно не разгласит его и, быть может, выдаст поощрение за мой колоссальный труд, которому я посвятил пять лет и на который истратил все свои деньги».
Правительство, действительно, оценило солидный и грандиозный проект, выдав сначала Балинскому 100 тысяч рублей за составление проекта, а затем купив все его чертежи еще за 100 тысяч рублей. Правительственные комисии, в состав которых вошли лучшие технические силы, нашли проект Балинского в техническом отношении обстоятельно и детально проработанным, и выразили ему свои полные симпатии.
Но вопрос, как всегда, упирался в деньги. Речь пошла о том, что проект очень дорогой, и без иностранных капиталов не обойтись. «Город не в состоянии провести канализацию, устроить сносные мостовые, больницы, упорядочить водопровод, — заявил Балинский, — вряд ли ему под силу будет метрополитен, требующий таких огромных затрат».
Однако сразу же нашлось много противников, заявивших о вреде иностранных капиталов. Балинского подвергли в печати настоящей травле. Как отмечали современники, одна из причин, по которой петербургские домовладельцы старались во что бы то ни стало провалить проект Балинского, в том, что постройка метро приблизила бы центр к окраинам и привела бы к падению цен на землю и квартиры в центре.
Тем не менее, и в дальнейшем вопрос о метрополитене неоднократно обсуждался в Городской думе. Прошло время, и случилось почти именно то, что предрекал Балинский: на одном из заседаний думы было принято решение использовать его проект для разработки более приемлемого плана. Но вскоре началась первая мировая война, и в Петербурге cтало уже не до метро.
После революции Балинский оказался за границей и умер в Париже в 1925 году. Проекты его так и остались на бумаге. «У нас постоянно и всюду раздаются жалобы на отсутствие людей, но когда изредка на арене общественной деятельности появляются люди широкой идеи и смелой инициативы, то их со всех сторон, как произошло с Балинским, забрасывают грязью, — писал журнал «Строительне обозрение» в 1903 году. — Можно удивляться необычайной стойкости Балинского, его неисчерпаемой энергии»…