Девяносто лет назад, в конце февраля 1913 года, торжественно отмечался грандиозный юбилей — 300-летие царствования Дома Романовых. Для Петербурга самым злободневным вопросом стало украшение Петербурга в дни предстоящего юбилея.
К сожалению, он стал примером того, как хотелось получить непревзойденный результат, обойдясь малыми средствами. О предстоящем юбилее много говорили несколько лет, но, как это часто бывает, непосредственные приготовления проходили в последнюю неделю перед торжеством – в «пожарном порядке».
Еще за год до юбилея Городская дума образовала специальную юбилейную комиссию под председательством графа А.А.Бобринского. Она обратилась к известным художникам и архитекторам — Н.Лансере, И.Фомину, В.Щуко и др., которым «было предложено фантазировать в каком угодно масштабе, не стесняясь стоимостью декоративных сооружений и их громоздкостью. Лишь бы вышло эффектно, величественно и красиво!»
Однако, когда проекты были представлены в комиссию, архитекторам заявили, что та сумма, которая требуется на их осуществление – 400 тысяч рублей, слишком велика. «Но нам управа предложила не стесняться в средствах», — возразили авторы. «То было первоначально, а теперь решено – подешевле», — ответили в комиссии и предложили уложиться в 60 тысяч рублей. Услышав такое решение, авторы отказались работать дальше. Чтобы замять скандал, комиссия комиссия уговорила их согласиться на 100 тысяч рубей.
«Если бы прошли наши проекты, — сокрушался Лансере, — Петербург был бы украшен колоссальными арками, колоннадами и скульптурами. Невский проспект предполагалось по всей длине украсить арками, стягами, временными памятниками». «Что можно сказать по сокращению расходов? – вопрошал Шуко. – Жаль, и больше ничего. Не выйдет так грандиозно, как мы предполагали».
Однако вскоре выяснилось, что и сумма в 100 тысяч рублей лопнула, как мыльный пузырь. Когда в начале 1913 года в городском общественном управлении состоялось особое заседание по вопросу об украшении Петербурга, речь пошла о том, как бы украсить получше, а денег израсходовать поменьше. В результате от запрашивавшихся 100 тысяч рублей управа оставила только 50 тысяч.
Поэтому от первоначальных проектов украшения Петербурга пришлось отказаться, и управа поручила заняться этим вопросом городским архитекторам. «С лихорадочной поспешностью готовится Петербург к юбилейным торжествам, — писала одна из газет. – Первенствующая столица желает блеснуть в предстоящие юбилейные дни праздничным убранством».
Старший архитектор городской управы Шмеллинг признавал, что сумма в 50 тысяч рублей, конечно, более чем скромна для художественного украшения «первенствующей столицы империи», но «мы, кажется, справились удачно с этой задачей». Надо отдать должное – ему удалось почти из ничего создать многое.
Особое внимание было обращено на здание городской думы. Фасад был задрапирован материей, а гранитная лестница превращена в огромный балдахин, увенчанный царской короной. По всему Невскому и Большой Морской – непрерывная цепь флагов и электрических «лампионов», в Исаакиевском сквере – павильон.
Украсились флагами и электрическими гирляндами Знаменская площадь, Казанская площадь и Екатерининский сквер. На Полицейском мосту по четырем его углам поставили обелиски с барельефами Петра I, Екатерины II, Александра I и Александра II.
Напротив Казанского собора выстроили шатер, увенчанный царской короной. На углу Малой Конюшенной и Невского появилось здание наподобие греческого храма, украшенное розами и флагами, в котором было выставлено громадное полотно художника Порфирова «Иван Сусанин».
Частные учреждения по собственному почину украшали свои дома. Особенно красивы были Пассаж и банки, блестяще иллюминованы и украшены также все русские и иностранные заводы и фабрики вверх по Неве. Над украшением города работало несколько тысяч человек. Спрос на обойщиков и декораторов в эти дни резко возрос.
В воздухе витало множество юбилейных замыслов: некоторые депутаты Государственной думы предлагали по поводу юбилея построить новое здание для думы под названием «Романовский дворец». Правда, от этой затеи решили все-таки отказаться и истратить полтора миллиона рублей на ремонт Таврического дворца, где заседала дума. Согласно другому грандиозному проекту, юбилей предлагалось отметить созданием первой городской колонии для рабочих, устроенной по типу западно-европейского «города-сада».
Однако реально одним из самых значимых символов романовского юбилея стал Федоровский собор в конце Полтавской улице, который должен был стать «священным хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа». Правда, закончить его постройку к юбилею не успели. Он сохранился и по сей день, правда в изрядно изуродованном виде: теперь в нем размещается молокозавод…