Опыт организации и проведения архитектурно-строительных выставок в Петербурге накоплен немалый. Первая из них открылась девяносто пять лет назад, в мае 1908 года. Она носила международный характер и была устроена по инициативе Общества гражданских инженеров.
Выставка стала большим событием в культурной и строительной жизни Петербурга. Ее долго ждали и к ней много готовились. В оформлении выставочных павильонов приняли участие известные петербургские архитекторы и художники. Местом размещения выставки стали территории Новой Деревни и Каменного острова. Всего было построено 79 новых павильонов и перестроено 6 старых, выстроена эстакада на сваях и крытый виадук через дорогу.
К сожалению, как говорится, первый блин оказался комом: организаторам не удалось обойтись без досадных «проколов». В день открытия, по словам журналистов, выставка была совершенно не готова. «Строящиеся павильоны почти все совершенно пусты, и достроенные и недостроенные, — писали они. – Повсюду неубранный пыльный строительный мусор и невысохшая краска». Особенно возмутило репортеров то, что не было обещанного на день открытия прямого безостановочного пароходного сообщения между выставкой и пристанями «Летний сад» и «Дворцовый мост».
Тем не менее, после торжественного молебствия представитель от министерства торговли и промышленности объявил выставку открытой. В качестве официальных лиц, кроме инженеров, на церемонии присутствовали представители городской власти – все члены управы во главе с «товарищем» городского головы.
Но даже игравший на открытии превосходный оркестр графа Шереметева не поднял настроения представителям прессы, благодаря которой на следующий день в печати появились полные едкой иронии и сарказма заметки. Едва ли не главным объектом для насмешек стал павильон петербургского городского управления, выставивший образцы своих важнейший сооружений. Причина такого отношения была проста: в столице в ту пору все были много наслышены о грандиозных проектах, но видели слишком мало реальных дел.
«Тут, наверное, будут давать подробные объяснения, как не следует строить, чтобы все было хорошо и добросовестно исполнено, — иронизировал один из репортеров. – Наверное, будут показывать «туманные картины», как перекачиваются городские деньги из городского сундука в карманы строителей, их родных, друзей и знакомых. Вероятно, будут выставлены фотоснимки домов, которые уже благополучно обвалились или еще готовятся к обвалу».
И все-таки, несмотря на сдержанно-ироничное отношение печати, выставка стала большим событием, прежде всего в строительном мире. За три месяца работы выставки ее посетило почти 100 тысяч человек, не считая многочисленных бесплатных посещений, которые были разрешены учащимся всех учебных заведений и членам «рабочих обществ».
Посмотреть, действительно, было на что, ведь участниками выставки стали крупнейшие столичные предприятия – Металлический завод, телефонная фабрика Эриксона, завод пневматических машин и т.д. В павильоне министерства торговли и промышленности демонстрировались изделия художественно-промышленных училищ со всех концов страны – из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Нахичевани, Тулы, Миргорода. В павильоне министерства двора экспонировались работы и изделия Академии художеств, Русского музея, Фарфорового завода, Колыванской гранильной фабрики. Были представлены строительные фирмы из Англии, США, Германии, Швеции, Австрии, кроме того, предприятия входивших в то время в состав Российской империи Польши, Финляндии и Прибалтики.
Особое внимание было обращено на показ возможностей новых строительных материалов: рядом с павильонами были выставлены сооруженные из них произведения «малых форм». Некоторые из них до сих пор сохранились на Каменном острове, возле набережной Большой Невки, являясь своеобразными памятниками первой архитектурно-строительной выставки. Это ажурные мостики, перекинутые через каналы, а также желенодорожный навес, представленный товариществом «Железо-Бетон». Построенный по французскому проекту, он был одним из первых железобетонных сооружений в России…