Хроника Петербурга начала ХХ века сохранила немало курьезов, связанных со строительными и архитектурными проектами, а также с желанием некоторых предпринимателей приспособить городские магистрали для своих нужд. Порой такие проекты выглядели как курьезы, однако они могли иметь самые серьезные последствия.
Обилие всевозможных торговых точек, возникающих где только можно, давно уже стало приметой нынешнего времени и современного Петербурга. Нечто похожее наблюдалось в нашем городе и век назад, когда столичные предприниматели так же искали всевозможные способы обустроить свою торговлю.
В 1913 году некий предприниматель выступил с ходатайством перед городской управой о разрешении соорудить магазины над Фонтанкой по обеим сторонам Аничкова моста. По его мнению, "магазины над водой, сооруженные по особому стилю, явились бы своеобразным украшением, и притом неординарным. Петербургу, с его многочисленными набережными, соответствуют надводные сооружения, напоминающие по своей архитектуре Венецию".
Городская управа со всей серьезностью отнеслась к этому предложению и тотчас передала его в архитектурное отделение. Здесь его рассматривал старший архитектор управы А.П.Максимов, который в принципе не стал возражать против самой идеи надводных сооружений в Петербурге и красоты таких построек, но однако возражал против места, выбранного для такого сооружения.
Как считал Максимов, "надводное сооружение" может закрыть вид на Аничков дворец. Вообще же, по его мнению, к сооружению проектируемых магазинов именно в этом месте нужно относиться с осторожностью, ввиду исторической и художественной ценности дворца и моста.
Отдадим должное: архитектору Максимову удалось отстоять прекрасный Аничков мост от "нашествия капитала". Неизвестно еще, как бы выглядело сегодня одно из красивейших мест Петербурга, если бы тот проект был осуществлен.
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Как трамвай не стал двухэтажным
"Петербургские трамваи переполнены, — сетовали петербуржцы. — Город в затруднении". Поэтому в 1913 году Городская дума, чтобы покончить с этой проблемой, предложила пустить в Петербурге двухэтажные трамваи, переделав для этой цели прицепные вагоны.
Трамвайной комиссии было предложено провести опыты с двухэтажным трамваем. Она было запротествала, но ничего не смогла поделать. Управление трамваев опасалось, что двухярусные вагоны будут падать "на кривой", поскольку в Петербурге очень много крутых поворотов.
Однако доводы трамвайщиков показались гласным городской думы неубедительными, и январской ночью 1913 года были проведены опыты с двухэтажным трамваем. К назначенному времени в трамвайный парк прибыли представители думы и управы, где их встретили трамвайные спецы. Они не пожалели красок, чтобы нагнать страху на чиновников, заявив, что будут испытывать трамвай в самых неблагоприятных условиях, чтобы проверить, пройдет ли он крутой поворот, не соскочив с рельс. "Враг таких вагонов — ветер, — заявил главный инженер трамвайного парка Коган. — Обсеватория высказала опасение, что при сильных ветрах, какие бывают в Петербурге, падение вагона неизбежно".
После этого у всех пассажиров сразу же пропало желание ехать в двухэтажном трамвае. Но делать ничего, не отказываться же от собственной идеи. Думцы сели в трамвай, но перед первым же поворотом слезли. Правда, первый поворот трамвай прошел хорошо, а на втором сделал какое-то "сальтомортале", и, сойдя с рельс, со страшным грохотом заскакал по мостовой. "Что и требовалось доказать", — заявили питерские трамвайщики. Пристыженные думцы, идея которых лопнула, как мыльный пузырь, с постными лицами разъехались по домам.
На следующий день городские газеты писали, что мечта о двухэтажных трамваях, скорее всего, останется неосуществленной. "Но почему же в Вене двухярусные вагоны не только выдержали испытание, но и благополучно совершают рейсы по всем линиям?" — вопрошал журналист "Петербургской газеты"...
Сергей ОЗЕРКОВ