Одним из грандиозных петербургских строительных проектов начала ХХ века было создание на острове Голодай (ныне остров Декабристов) городского района под названием «Новый Петербург». К сожалению, как и с проектом «Царского городка» за Невской заставой, почти все намеченное осталось на бумаге, но кое-что все же сохранилось до наших дней.
Началось с того, что в конце 1898 года четверо граждан, значившихся в документах как коллежский советник С.М.Челищев, жена полковника Е.Н.Селецкая, «кандидат коммерции» М.В.Анненский и «кандидат коммерческих наук» Г.Л.Шалит основали строительное товарищество «Новый Петербург». Оно купило почти весь остров Голодай, а также часть самого Васильевского острова до Гавани и Смоленского кладбища.
Товарищество объявило, что на этом громадном участке земли будет выстроен городской район под названием «Новый Петербург». Он должен был вместить до 600 зданий, в том числе церковь, часовню, кирпичные и газовые заводы, водокачки и т.д. Предполагалось, чтобы каждый жилой дом имел до 160 двух-, трех- и четырехкомнатных квартир, которые должны были сдаваться внаем с освещением и отоплением.
Для доставки жильцов нового района предусматривалась постройка электрической железной дороги от «Нового Петербурга» до Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта). В западной части Голодая проект предполагал сооружение большой верфи для постройки морских пароходов, которая явилась бы единственной в Петербурге, поскольку до тех пор частные суда строились и чинились в Гельсингфорсе.
Планы были грандиозные. Согласно ним, постройку «Нового Петербурга» предполагали осуществить за пять лет. Новому району обещались идеальные канализация и освещение. Громадная дамба должна была защитить «Новый Петербург» от наводнений…
23 мая 1899 года состоялась торжественная закладка первого дома «Нового Петербурга». На церемонию собрались многие государственные лица и банкиры. Гостей встречал председатель товарищества Г.Л.Шалит – главный инициатор строительства. Когда собрались все приглашенные, на месте первого дома, фундамент которого был уже возведен, совершили молебствие, после чего барон Г.О.Гинцбург заложил первый камень. Затем представители духовенства обошли и окропили «святой водой» обширные владения «Нового Петербурга», а также дамбу, которую уже начали возводить силами нескольких сот крестьян Черниговской губернии.
После этих церемоний все приглашенные прошли в специально установленную палатку, где был накрыт стол для завтрака. Выступал румынский оркестр, а для рабочих, которым тоже устроили завтрак, играл оркестр гвардейского флотского экипажа.
Репортер одной из столичных газет, побывавший на Голодае спустя неделю после закладка первого дома, с восторгом писал: «По всему участку земли, занятому в настоящее время «Новым Петербургом», раскинулась сеть конно-железных дорог, приспособленных исключительно для перевозки товаров. Недалеко от берега стоят сильные землечерпательные машины, которые берут со дна морского чистый песок и им поднимают почву всего острова. Дамба, защищающая остров от напора волн Финского залива, растет со сказочной быстротой, а постройка первого дома ныне доведена до первого этажа»…
Однако уже в следующем году товарищество исчерпало все имевшиеся в его распоряжении деньги, и строительство «Нового Петербурга» замерло. Единственное, что успели построить – неотделанный пятиэтажный дом.
Постройка «Нового Петербурга» возобновилась только спустя десять лет. Все это время городские власти не раз обсуждали вопрос, что же делать с Голодаем, в то время как на его территории стали обосновываться временные владельцы. В 1910 году у прежних владельцев эту землю выкупила новая строительная компания, которая оставила за собой название «Новый Петербург». Ее учредителями стали итальянец Гуалино и почетный гражданин Одессы Бродский. Предприниматели, согласившиеся финансировать строительство района, считали, что в будущем, когда на взморье, вдали от промышленных окраин и шумного центра, будет построен этот принадлежавший им «город-сад», они возместят все свои затраты.
И снова, как и на рубеже веков, речь пошла о создании нового городского района. Только теперь все выглядело гораздо серьезнее. К сотрудничеству были приглашены лучшие петербургские архитекторы того времени, среди которых –Ф.И.Лидваль и И.А.Фомин. Последний положил в основу планировки радикально-кольцевую систему: от центральной площади веером должны были расходиться несколько магистралей.
К сожалению, начавшаяся первая мировая война не дала осуществиться грандиозным замыслам. Единственным осуществленным фрагментом задуманного ансамбля стал дом на углу площади и центрального проспекта «Нового Петербурга», а также два здания, оформлявшие въезд на эту площадь, которая сегодня носит имя Балтийских юнг. В советское время строительство на острове Голодай возобновилось, но о проекте «города-сада» уже никто не вспоминал, хотя само название «Новый Петроград» в 1920-х годах указывалось на картах как микрорайон Васильевского острова.
Сергей Глезеров