Одна из самых серьезных атак городской власти против Екатерининского канала произошла в «юбилейном» 1903 году. «Этот канал весь состоит из одной клоачной жидкости, — заявлял одим из депутатов городской думы. – Такая вредная репутация утвердилась за ним давно. Еще тридцать лет назад, в 1869 году, последовало Высочайшее одобрение проекта засыпки Екатерининского канала».
В феврале 1903 года на заседании городской управы под председательством городского головы Павла Ивановича Лелянова большинством голосов было решено заключить канал в трубу и сверху устроить проспект «громадной» ширины, проезжую часть замостить булыжником, провести трамвайную линию и по бокам разбить бульвар.
Предложений поступало много: к примеру, некий купец Синицкий хотел построить на трубе одноэтажное каменное здание торговых рядов, по крыше которого провести трамвай. От устройства рынка и трамвай автор этого замысла обещал городу ежегодный доход в четыре миллиона рублей.
Стоимость работ по засыпке канала управа оценила в полтора миллиона рублей. Предполагалось, что оставшийся после засыпки материал – гранит, свинцовая прокладка и решетки – можно будет использовать для приведения в порядок набережной Невы выше Литейного моста, а также Введенского канала (ныне засыпанного) и других городских каналов. Решение управы, вместе с чертежами, было подано на утверждение городской думы, но та не разделила желания. После чего на имя городского головы стали поступать коллективные заявления гласных думы и местных домовладельцев о вторичном пересмотре вопроса. Добивались, конечно, засыпки канала.
Казалось, что вопрос близок к своему решению – канал превратится в проспект. «Вопрос засыпки или перекрытия Екатерининского канала можно считать в настоящее время поконченным в смысле отрицательном», — писала одна из газет.
Ситуация с Екатерининским каналом была в центре общественного внимания. «Я тогда только начала печататься, — вспоминала известняа потом писательница Тэффи. — Печатали меня «Биржевые ведомости». Газета эта бичевала преимущественно «отцов города, питавшихся от общественного пирога». Я помогала бичевать. Как раз в то время злобой дня был план городского головы Лелянова — засыпать Екатерининский канал. Я написала басню «Лелянов и канал». В ней были такие строки:
«Свой утренний променад однажды совершая,Лелянов как-то увидалЕкатерининский канал.И говорит: «Какая вещь пустая!Ни плыть, ни мыть, ни воду пить.Каналья ты, а не канал.Засыпать бы тебя, вот я б чего желал».Так думал голова, нахмурив мрачный лоб,Вдруг из канала вынырнул микробИ говорит: «Остерегись, Лелянов,Ты от таких величественных планов»...
Басня "Лелянов и канал", опубликованная в "Биржевых ведомостях", привлекла внимание Николая II, который стал поклонником творчества Тэффи. Понравилась ему басня еще и потому, что он тоже был противником леляновского проекта. «Издатель газеты Проппер был «высочайшею пожалован улыбкой», прибавил мне две копейки», — вспоминала Тэффи. А канал так и не засыпали, и сегодня мы очень благодарны тому, что решение о его ликвидации «утонуло» в бюрократической волоките тогдашних городских властей. Ведь нет ничего лучше прекрасных гранитных изгибов канала Грибоедова, так роднящих Петербург с Венецией и Амстердамом…
Сергей Глезеров