Еще в XVIII веке в районе пересечения Царской перспективы (ныне Московский проспект) с Лиговским каналом появилась одна из городских застав Петербурга – Московская. Со временем название «Московская застава» распространилось на обширный район к югу от самой заставы.
Во времена Екатерины II здесь предполагали возвести каменные триумфальные ворота, которые должны были служить парадным въездом в город со стороны Москвы, однако тогда идея не была осуществлена. К ней вернулись спустя полвека, когда парадное оформление Московской заставы стало уже неотложным требованием времени. А победы России в войнах с Персией и Турцией стали непосредственным поводом к созданию триумфальных ворот.
Для сооружения ворот, автором которых был архитектор Василий Стасов, был подготовлен мощный фундамент, причем сваи было решено не забивать. На утрамбованное дно котлована в два ряда уложили гранитные блоки, вынутые из фундамента непостроенной многоярусной колокольни Смольного монастыря. Затем из тосненской плиты выложили более чем 4-метровое основание.
Торжественное открытие Москов-ских ворот состоялось 16 октября 1838 года. С двух сторон колоннады были построены здания кордегардии, и проезд по Царскосельскому шоссе был возможен только между двумя колоннами в центре, которые отстояли друг от друга «на ширину разъезда двух экипажей».
…Ворота простояли почти сто лет. Во второй половине 1930-х годов, согласно генеральному плану города, Московский проспект становился главной магистралью социалистического Ленинграда. Во время реконструкции, в 1936 году, Московские ворота, как «мешавшие трамвайному движению», были разобраны. Ничего удивительно: они воспринимались властями прежде всего как наследие царских времен, которому не было места в советском Ленинграде. Тогда же по обеим сторонам ворот были снесены и дома кордегардии.
Колонны были разобраны на отдельные чугунные блоки, которые во время войны использовались для строительства противотанковых оборонительных сооружений. Декоративные украшения были переданы на хранение в музеи. Уже тогда прозвучали первые заявления архитекторов, что снос ворот стал ошибкой. Был даже разработан проект восстановить ворота у входа в нынешний Московский парк Победы.
Однако началась война, и только в середине 1950-х годов было принято решение о возрождении ворот на прежнем месте. Работа предстояла огромная: оказалось, что из 108 чугунных колец для колонн уцелело только 65, а из 30 фигур гениев сохранилось только 13. В 1959 году ворота заняли свое место, а работы по их оформлению продолжались еще два года.
…При последней реставрации была восстановлена «посвятительная надпись» на воротах, текст которой, по преданию, сочинил лично Николай I: «Победоносным российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах». Явный политический подтекст той части надписи, которая относилась к Польше, еще в XIX веке вызывал неприятие тех, кто сочувствовал борьбе поляков за свою независимость. Не случайно в 1918 году исполком Петроградского совета распорядился ликвидировать царскую надпись на воротах как «позорную».