Категории каталога
Каталог / Недвижимость / Актуальные проблемы жилья / Петербург – без бульваров?

Петербург – без бульваров?

ПЕТЕРБУРГ – БЕЗ БУЛЬВАРОВ? 

В одном из недавних номеров мы рассказывали о сложной ситуации, сложившейся вокруг реконструкции бульвара на Большом проспекте Васильевского острова. К сожалению, она отражает то непростое положение, которое сложилось сегодня вокруг «зеленых островков» — бульваров и скверов в центре города. В Петербурге уже такое было век назад. Но если теперь врагами зеленых насаждений стали торговые павильоны, автомобильные стоянки и «уплотнительная застройка», то в ту пору целые бульвары вырубались ради прокладки трамвайных линий...

В начале 1910-х годов развернулась настоящая экспансия трамваев на магистрали Петербурга. Страдали от нее, в первую очередь, городские бульвары. «От Лиговского бульвара осталось пустое место, — возмущался современник в августе 1913 года. – Многолетние деревья в несколько дней были вырублены по постановлению городской думы».

Правда, власти обещали после прокладки трамвайной линии на Лиговке вновь устроить бульвар, посадив деревья возле тротуаров – «по парижскому образцу». «Отцы города» обещали также, что с уничтожением прежнего Лиговского бульвара он перестанет носить воровской характер – исчезнут те «подонки общества», которые находили себе приют на скамейках.

Однако хоть от бульвара не осталось и следа, но количество лиговских хулиганов не уменьшилось. Лиговка так и осталась во власти хулиганов, которые нашли себе приют среди груд развороченной земли.

«Эпоха городского головы Глазунова ознаменовалась вырубкой Исаакиевского сада, — с сарказмом замечала одна из газет. – Эра нового городского головы, графа Толстого, открывается вырубкой деревьев Лиговского бульвара».

Многих горожан возмущала нелогичность действий властей: зачем вырубать бульвары, чтобы потом на их месте сажать новые? Ведь деревья с вырубленного Лиговского бульвара пошли на дрова, а если бы их вырыли весной или осенью, деревья можно было бы пересадить. «Рубят, но почему не пересаживают?» – недоумевали петербуржцы.

Лиговский проспект стал не единственной жертвой «трамвайной экспансии». Следующей был бульвар на Среднем проспекте Васильевского острова, который также начали вырубать ради прокладки трамвая. «Население столицы, благодаря существующим порядкам, может остаться без садов и бульваров, этих «легких» города», — замечал один из столичных обозревателей.

А потом пришел черед тополевой аллеи на Александровском проспекте (ныне проспект Добролюбова). Предполагалось превратить проспект в широкую магистраль с просторными тротуарами, а по середине его пустить трамвай. Взамен прежней аллеи власти обещали посадить липы по краям тротуаров.

Не меньшее возмущение вызывало и то, что власти города принимали подобные решения без консультаций со специалистами. Одна из газет, выступившая с резкой статьей под красноречивым заголовком «Город без садов и бульваров», обратилась к городскому садовнику В.И.Визе, который мог только развести руками: ситуация, действительно, тревожная. И беспокойство вызывало не только уничтожение бульваров.

«Гибнет аллея у Царицына луга, — констатировал Визе. – Скоро там не останется ни одного дерева. Панель подняли, и в железных кругах у стволов будут постоянные озера. Что говорить об этом, когда года через два-три не будет и парков! Три парка – Александровский, Петровский и Екатерингофский обречены на верную гибель».

Работы в этих парках, находившихся в ведении городского попечительства о трезвости, по словам садовника Визе, проводились неграмотно: «Место подняли, и у деревьев спирает дыхание. Там, где сейчас красуются вековые деревья, скоро будут пустыри. И Петербург станет городом без садов, парков и бульваров». Особенно тревожило то, что в вопросе о зеленых насаждениях в городе на первый план выходил вопрос о цене на землю. «Если так будем рассуждать, то Александровский сад на Невском проспекте совсем не на месте, — иронизировал современник, — там земля еще дороже»…

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Сергей Глезеров

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru