Категории каталога
Каталог / Недвижимость / Актуальные проблемы жилья / "Мостовые – сплошная катастрофа"

"Мостовые – сплошная катастрофа"

"Мостовые – сплошная катастрофа"

«Теперь у нас дороги плохи» — эти слова знаменитого классика были произнесены больше чем полтора века назад. Шли годы, десятилетия, а дороги в России так и оставались всеобщей бедой. К сожалению, не миновала эта участь и Петербург. Несмотря на его прежний столичный статус и императорский блеск, современники нередко жаловались на качество мостовых и тротуаров.

«Наши мостовые своим отвратительным состоянием побили мировой рекорд, — замечал репортер одной из петербургских газет осенью 1913 года. – Не проходит дня, чтобы где-нибудь не провалился или мотор, или извозчик. Во многих местах Петербурга улицы настолько исковерканы ремонтом, что они буквально не только не проезжи, но даже небезопасны для пешеходов. Кажется, нет более отвратительных мостовых во всем мире, чем в Петербурге».

По-видимому, автор этих строк относил свои резкие замечания ко всем видам мостовых, существовавших в ту пору в Петербурге. А были они следующими: на главных улицах и на маршрутах царских выездов – торцовые, то есть из шестигранных деревянных шашек, положенных на настил из дерева, на других улицах — замощенные брусчаткой и булыжником.

Больше всего в городе было булыжных мостовых, на которых стоял неимоверный грохот, а проезжающие вынуждены были терпеть ужасающую тряску. При этом все виды питерских мостовых нуждались в постоянном ремонте, и горожане возмущались, что каждое лето многие улицы были перерыты и перекопаны. На фотографиях вверху страницы как раз и можно увидеть, как идет ремонт торцовых покрытий.

«Мостовые – сплошая непрерывная катастрофа, позорящая столицу, — возмущался обозреватель «Петербургской газеты». – Терпимо ли такое положение?» Даже городской голова был вынужден признать: «Да, у нас мостовые невозможные».

Учитывая подобное нетерпимое положение вещей, городское управление в сентябре 1913 года решило всерьез приступить к переустройству мостовых. Заниматься этим вопросом поручили члену городской управы инженеру путей сообщения Янушевскому, который считался «убежденным сторонником скорейшего перехода на более усовершенствованные типы мостовых».

В одном из своих первых интервью новый «шеф мостового дела» заявил, что все предыдущие опыты ни к чему не привели, поскольку они не применимы по техническим и финансовым соображениям. Янушевский признавал лишь мостовые из кирпича, ссылаясь на опыт западноевропейских городов. По его словам, такие мостовые стоили бы не по 40, 50 или 70 рублей за квадратную сажень, как экспериментальные участки, а всего лишь по 28 рублей. И это при том, что обыкновенная булыжная мостовая стоила 17 рублей за квадратную сажень, а торцовая – 30 рублей.

«Чем мы дешевле выберем тип усовершенствованной мостовой, тем мы скорее переведем Петербург на новые мостовые, — считал Янушевский. – Лично я думаю, нам придется применить три типа мостовых, в зависимости от районов города, интенсивности движения и местных условий. Но булыжных мостовых совершенно не будет. Весь камень мы отдадим нашим окраинам, где еще столько совсем незамощенных улиц».

А спустя несколько недель после назначения Янушевского вокруг вопроса о мостовых разгорелся очередной скандал. Связан он был с тем, что на Невском проспекте, у Казанского собора, по проекту генерал-майора Тимофеева, который был известен в техническом мире как автор изобретений, а также как строитель яхт для «высочайших особ», устроили участок «усовершенствованной» мостовой из стальных плит на бетонном основании.

Изобретатель даже не успел еще получить на руки документы о приеме мостовой, как стало очевидно, что она уже испортилась – это признала особая экспертная комиссия. Причина порчи состояла в том, что городская управа разрешила движение по ней еще до завершения строительных работ.

Разразился скандал: управа грозила немедленно убрать экспериментальную мостовую, а Тимофеев требовал от городских властей возместить причиненные ему убытки. Причем не только материальные, но и моральные: он резонно утверждал, что допущенный по «халатности города» провал опыта влечет за собой подрыв доверия к изобретателю…

«Булыжным мостовым пришел конец», — писали газеты. Однако какими будут новые мостовые, никто не представлял себе. Кирпичные покрытия, предложенные Янушевским, вызывали немало возражений: «Прежде чем обложить весь Петербург кирпичом, надо испытать, насколько миллиардные за-траты на кирпичные мостовые целесообразны».

Сергей Глезеров

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Сергей Глезеров

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru