Колонна Славы Турцию не обидит
Еще лет десять назад мечта о восстановлении разрушенной в 1930 году колонны Славы у Троицкого собора казалась несбыточной. Время показало, что нет ничего невозможного: в год 300-летия Петербурга замечательный памятник получает свое второе рождение.
У Троицкого собора уже установлен гранитный пьедестал для будущего памятника, а чугунная часть была еще в сентябре доставлена в Петербург из Липецка. Именно там, на Новолипецком металлургическом комбинате, по случаю юбилея Северной столицы были отлиты точные копии турецких пушек, из которых когда-то состояла колонна. Сейчас они находятся на Адмиралтей-ских верфях, где проводится их окончательная отделка и окраска.
Идея восстановления памятника возникла еще в конце 1980-х годов, но к ее воплощению приступили только в середине следующего десятилетия. Первоначально этим занимались представители Троицкого собора и Военно-транспортный университет. Первым символическим актом стала установка в 1997 году мемориальной доски на месте колонны. Ныне речь идет о возрождении не только памятника, но и всего комплекса Троицкого собора как символа русской воинской славы.
Ведь эта церковь была полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка, который особенно отличился во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В нем можно было увидеть памятные доски с именами павших офицеров, а также хранились захваченные турецкие знамена и ключи от взятых городов.
Не случайно именно перед этим храмом в память победы над турками и была воздвигнута колонна Славы, сооруженная из 140 трофейных турецких пушек. Она стала центром настоящего мемориала: на пьедестале установили бронзовые доски с указанием главных сражений войны и частей войск, участ-вовавших в них. С двух сторон памятника высились два столба из турецких пушек, а вокруг него, на специальных постаментах, находились орудия, также отбитые у турок.
Памятник был открыт 24 октября 1886 года, в годовщину знаменитой битвы под Горным Дубняком, во многом предопределившей ход войны.
"Девять лет уж пролетело,
Как под Горным Дубняком
Батальоны наши смело
Поработали штыком", -
писала в день открытия монумента одна из петербургских газет. На торжественную церемонию прибыли государь император с императрицей, а также цвет столичного гарнизона: присутствовало 38 генералов, 48 полковников, 36 подполковников и 268 обер-офицеров. Среди почетных гостей были герои той войны генералы Г. В. Гурко, герой битвы за Шипку Ф. Ф. Радецкий и другие, а также бывший военный министр граф
Д. А. Милютин. Весь придворный Петербург обязан был участвовать в торжестве: статс-дамы и фрейлины должны были явиться в "коротких платьях", а кавалеры — в парадной форме.
Церемонию завершил парад, который открывали "августейшие фельдмаршалы". Нижним чинам, участвовавшим в параде, государь объявил "монаршее спасибо" и пожаловал от одного до пяти рублей. Кроме того, за "полезные труды" царь наградил орденами, медалями и подарками некоторых петербургских купцов, принимавших участие в сооружении колонны Славы.
"Пусть памятник Славы будет в глазах братского болгарского народа светильником его свободы, достигнутой храбрыми русскими воинами, — писала столичная печать. — Пусть этот народ вспомнит день, когда царь-освободитель повелел войскам своим вступить в пределы Турецкой империи".
Колонна простояла около полувека и в начале 1930 года была отправлена на переплавку в Германию. Есть легенда, что снятие памятника было связано с государственным визитом Климентия Ворошилова в дружественную Турцию. Будто бы турки сочли оскорбительным для себя существование в Ленинграде постоянного напоминания о своем, еще относительно недавнем, поражении. Это и решило в одночасье судьбу памятника. Надеемся, сегодня Турция не обидится за напоминание о своих былых поражениях. Ведь историю, как говорится, не перепишешь: что было, то было.
Торжественное открытие воссозданного памятника состоится в следующем году. К этому времени будет завершена статуя богини Победы, венчающая колонну. Глядя на возрождение колонны Славы, хочется верить, что придет и то время, когда на Сенную площадь вернется Успенская церковь, разрушение которой ради строительства станции метро стало едва ли не самой большой архитектурной утратой нашего города в советские годы…
Сергей ГЛЕЗЕРОВ