Как известно, каждой эпохе присуща своя архитектура. Конструктивистские изыски 30-х годов ХХ века, помпезный послевоенный «сталинский ампир», хрущевский аскетизм и борьба с архитектурными излишествами, массовое типовое строительство периода застоя. Таким же зеркалом эпохи, как архитектура, является и скульптура.
Трудно предугадать, что скажут историки, рассказывая о нынешнем расцвете в Петербурге скульптуры малых форм и бесчисленных животных, вставших на постаменты. У каждой эпохи – свои памятники. Что такое Лениниана, мы все еще хорошо помним, а вот о такой странице петербургско-ленинградской истории, как монументальной Сталиниане, уже почти позабыли. А ведь когда-то наш город был не только “колыбелью трех революций”, но и городом Ленина и Сталина.
После развенчания “культа личности” власти провели радикальную десталинизацию и сделали все, чтобы вытравить из Ленинграда все упоминания о Сталине. Сегодня уже даже как-то и не верится, что в нашем городе было немало памятников Сталину, причем не только бесчисленных бюстов, в изобилии стоявших в школах, вузах, заводах, научных учреждениях, но и произведений “крупных форм”, авторами которых стали известные и талантливые советские скульпторы. Ленинградские памятники Сталину появились практически одновременно — в 1949 году, в год отмечавшегося 70-летия “отца народов” и в год начала печально знаменитого “ленинградского дела”.
Установка памятников вождю на въездах в Ленинград была приурочена к ноябрьским торжествам. 4 ноября был открыт памятник Сталину на Поклонной горе, 5 ноября — на Обводном канале, в сквере у Балтийского вокзала (одновременно с памятником Ленину у Варшавского вокзала), 6 ноября — в Невском районе, на проспекте деревни Мурзинки (в конце проспекта Обуховской обороны). В те же дни был воздвигнут монумент Сталину на Средней Рогатке, в районе нынешней площади Победы. Кроме того, 6 ноября были открыты бюсты Ленина и Сталина у Смольного.
Автором трех памятников (у Балтий-ского вокзала, в Невском районе и на Средней Рогатке) был известный скульп-тор Н. В. Томский, автор памятника С. М. Кирову на Кировской площади. Монумент Сталину на Поклонной горе был отлит по модели скульптора В. И. Ингала “И. В. Сталин — Генералиссимус”, законченной им в 1947 году и представленной на выставке к 800-летию Москвы. Памятник на Поклонной горе в Ленинграде также получил гордое название “И. В. Сталин — Генералиссимус”. Судьба всех этих памятников была одинакова: их сняли в 1961 году и отправили на переплавку…
Памятником сталинской эпохе едва не стало ленинградское метро. В проектах почти каждой из восьми первых станций обязательно присутствовал образ Сталина, запечатленный в скульптуре, мозаичных полотнах и начертанных высказываниях. К примеру, живописное панно на станции “Технологический институт” должно было изображать прием Сталиным работников высшей школы в Кремле 17 мая 1938 года. Кассовый зал станции “Балтийская”, посвященной Балтийскому флоту, должен был украситься барельефом Сталина в окружении моряков-балтийцев, а эскалаторный зал — скульптурой Сталина. На “Нарвской” предполагалось отразить тему революционной деятельности Сталина в нашем городе, посвятив ей многочисленные барельефы, медальоны и памятные доски.
Вот таким творением монументальной пропаганды могло бы стать наше метро. Но не стало — время стремительно менялось. Проекты пришлось переделывать буквально на ходу. Образ Сталина в срочном порядке был изъят из проектов станций метро, но, тем не менее, полностью удалить Сталина из ленинградского метро все же не удалось.
Большое мозаичное панно “Сталин на трибуне” работы президента Академии художеств А.Герасимова украсило торец центрального зала станции “Нарв-ская”. Несколько лет после открытия станции панно было открыто взорам всех горожан, а вскоре после ХХ съезда партии его закрыли раскрашенными под мрамор фанерными щитами. Потом весь торец подземного зала отгородили и сделали там служебные помещения. Так появилась нынешняя фальш-стена на “Нарвской”.
Еще одно изображение Сталина появилось на станции “Технологический институт”. Это был один из четырех барельефов в самом центре вестибюля — зале “корифеев наук”. Теперь из этого зала мы поднимается по переходу на “Технологический институт-II”. Два барельефа сохранились и по сей день — это Ленин и Маркс, а от двух других, Сталина и Энгельса, долгое время оставались только заделанные дырки в стене. Теперь на этом месте – реклама…