План инженера Енакиева
«Широкие преобразовательные течения в главных европейских столицах не коснулись пока Петербурга и Москвы», — констатировал в 1912 году инженер Енакиев, выступивший с грандиозным планом переустройства Петербурга. «Дело преобразования Петербурга выдвигает сама жизнь», — утверждал он. Современное состояние Петербурга инженер Енакиев считал неудовлетво-рительным, а потому предлагал конкретные меры к его «оздоровлению».
Современное состояние Петербурга инженер Енакиев считал неудовле-творительным, а потому предлагал конкретные меры к его «оздоровлению». Одной из неотложных мер он считал приближение вокзалов к центральным районам Петербурга. В связи с этим особое внимание Енакиев уделял Варшавскому вокзалу.
Заметим, что судьба этого вокзала с давних пор служила камнем преткновения для архитекторов нашего города. Когда-то, в середине XIX века, построенный Варшавский вокзал замкнул собой перспективу одного из трех лучей, начинающихся от Адмиралтейства – Вознесенского проспекта, переходящего в Измайловский. Когда город шагнул за Обводный канал, оказалось, что Варшавский вокзал является своего рода «затычкой» на пути из центра в южные районы города.
Енакиев предлагал перенести Варшавский вокзал ближе к центру города – к Троицкому собору, объединив в новом вокзале Балтийскую и Варшавскую линии железных дорог. При этом освобождалась перспектива Измайловского проспекта.!
К новому вокзалу должен был вести широкий проспект, устроенный на месте засыпанного Крюкова канала. «Проспект на месте Крюкова канала станет одной из оживленнейших артерий Петербурга, роскошной магистралью, подобной Невскому», — отмечал Енакиев.
Новый проспект он предлагал назвать в честь императора Николая II, а новый вокзал – в честь Александра II, поскольку обе железные дороги были построены именно в царствование “царя-освободителя”. Площадь перед вокзалом могла бы быть названа “площадью 19-го февраля” – в память освобождения крестьян в 1861 году. Широкий проспект, по замыслу инженера Енакиева, открыл бы вид на Николаевский мост (ныне мост Лейтенанта Шмидта) и Неву. “Такого великолепного въезда в столицу, какой создается проектируемым проспектом, не будет иметь ни одна столица Европы”, — утверждал Енакиев.
Среди других неотложных мер по преобразованию Петербурга Енакиев выдвигал разгрузку Невского проспекта путем прокладки улицы-дублера, пробивку “второго” Каменноостров-ского проспекта, перенесение казарм и больниц на окраины, расширение порта, устройство на месте Нового Адмиралтейства “одного из наиболее элегантных и красивых” кварталов города. Марсово поле он предлагал благоустроить на манер Люксембургского сада в Париже, воздвигнув в нем скульптуры цариц петербургского периода Российской империи.
Особое внимание отводилось развитию северных окраин Петербурга. За Черной речкой предлагалось устроить грандиозный стадион. Прилегающие к новому стадиону аллеи и бульвары соединили бы Лесной и Удельный парки, а также Строганов сад, в один огромный “резервуар чистого воздуха”.
Отдельными пунктами “преобразовательной программы” было устройство в Петербурге метрополитена и решение “самого острого и больного вопроса в жизни Петербурга” – жилищного. Констатировалось, что попытки “Товарищества борьбы с жилищной нуждой” успеха не имели, так как одной частной инициативы в этом деле было недостаточно.
По существу, уже тогда предлагалось ввести в Петербурге систему ипотечного кредитования. “Правительство должно озаботиться постройкой жилых домов для лиц служилого сословия и, при содействии городского управления и общественных организаций, создать возможно льготные условия долгосрочного кредита на выстройку домов для отдельных лиц и групп обывателей”, — говорилось в программе.
Почти сто лет прошло со времени появления плана инженера Енакиева. Многие проблемы, которые он пытался решить тогда, сегодня вновь встали перед городом, только еще с гораздо большей остротой. Так, значит, не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое?...