Судьба «петербургской Сахары»
Территория Марсова поля долгое время представляла собой огромное неблагоустроенное пространство в самом центре Петербурга — с клубами пыли и горами мусора летом, непролазными сугробами зимой. Неудивительно, что в начале ХХ века многие столичные архитекторы пытались сделать его сферой приложения своих творческих сил.
Власти столицы не раз задумывались о том, как облагородить Марсово поле, на котором проводились военные смотры, летом катались велосипедисты, зимой устраивался каток, а на Пасху и Рождество проводились народные гуляния, строились балаганы и аттракционы. Одним из предложений было устроить на Марсовом поле, вытоптанном солдатскими сапогами и конскими копытами за многие годы проводившихся тут парадов и учений, красивый парк. "Наверху" ответили: "ни в коем случае нельзя занимать этот участок земли, это место необходимо для экстреннейших занятий и случаев".
Один из проектов переустройства Марсова поля предусматривал постройку здесь величественного здания Государственной думы. Был даже объявлен конкурс, победителем которого стал архитектор Дмитриев — строитель здания Петровского городского училища на Петербургской стороне, в котором ныне находится Нахимовское училище. Согласно другому замыслу, на Марсовом поле предполагалось выстроить грандиозное и достойное столицы здание "Дворца правосудия", перед которым можно было бы установить памятник "царю-освободителю" Александру II. Однако и этот проект остался на бумаге.
Вместо всего этого на Марсовом поле появились два здания — деревянная панорама "Севастопольская оборона" и железобетонное здание скетинг-ринга. Первое было построено в 1909 году и затем перевезено в Севастополь, второе, предназначавшееся для модного тогда катания на роликовых коньках, появилось в 1910 году.
"Сегодня Марсово поле — грязный, неопрятный пустырь, — писал в 1913 году известный в ту пору петербургский литератор Николай Брешко-Брешковский. — Задует ветер, поднимается такая пыль, как в Сахаре. Да если бы еще пустырь продолжал оставаться пустырем — была бы хоть какая-нибудь, скажем, дикая оригинальность. Посреди одной из главнейших европейских столиц — гигантский квадрат, весь в песке и буграх. Но даже этот самый квадрат умудрились обезобразить двумя "бородавками". Зданием скетинга и круглой, как цирк, панорамой".
Многие горожане были крайне недовольны, что вместо "Дворца правосудия" на Марсовом поле появился "Дворец пьяноблудия", как они называли скетинг-ринг. Обозреватель "Петербургской газеты" возмущался, что "под флагом скетинг-ринга вырос грандиозный ресторан для всепьянейшего препровождения времени с шампанским на десятках столиков, с отдельными кабинетами и с торговлей до часа ночи. Давно ли выступала Академия художеств за сохранение стильности старого Петербурга? И вот теперь испорчена красивейшая часть старого города. Ресторан-монстр заслонил вид, с одной стороны, на Летний сад и Инженерный замок, с другой — на Мраморный дворец".
Представители архитектурного мира столицы говорили о том, что Марсово поле может стать одной из жемчужин Петербурга, и предлагали воздвигнуть на нем такие сооружения, каких это пространство заслуживало по красоте положения и по грандиозности территории. "Иначе пройдет несколько лет, и на бывшем Царицыном лугу вырастет целый цветник ресторанов-монстров, и он превратится в веселый ресторанный городок", — выражала опасения одна из газет.
Тем не менее, ничего монументального на Марсовом поле так и не успели построить, и в марте 1917 года пустынная площадь стала местом захоронения сотен жертв февральской революции. Похоронить их именно на Марсовом поле, а не на Дворцовой площади, как предполагалось вначале, предложил писатель Максим Горький. Его поддержал архитектор Иван Фомин. Он утверждал, что грандиозность события требует величественного памятника, лучшим местом для которого была бы гигант-ская площадь.
Когда впоследствии был объявлен конкурс на лучший проект "убранства братской могилы на Марсовом поле", было предложено одиннадцать проектов. Победителем стал Лев Руднев. Название его проекта — "Готовые камни" — не было случайным: для сооружения памятника использовались гранитные блоки разобранного в 1913 году Сального буяна. Так "петербургская Сахара" превратилась в некрополь в самом центре города…