ВОПРОС — ОТВЕТ
Мы продолжаем рубрику "Вопрос-ответ". Юристы Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных разбирают вопросы, связанные непосредственно с тематикой обзора.
Хотите иметь водосчетчик? Закон на вашей стороне!
– Семья решила поставить в квартире счетчики воды, но ЖЭС отказывается делать перерасчет квартплаты, ссылаясь на отсутствие у них нормативных требований и расчетов на водосчетчики. Правы ли работники жилищной конторы? Если нет, то каковы должны быть наши действия?
Отвечает адвокат Вадим Козлов:
- Все правоотношения между собственниками (нанимателями, арендаторами) и соответствующими эксплуатирующими организациями регулируются как федеральными нормативными актами, в частности Указом Президента РФ от 28.04.97 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ», так и местными актами – постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.97 № 28 «Об организации учета энергоресурсов в эксплуатируемых жилых зданиях».
В целях выполнения этих нормативных актов губернатором СПб издано Распоряжение № 1139-р от 6.11.97 г. «Об установке приборов учета расхода энергоресурсов в эксплуатируемых жилых зданиях». В соответствии с этим распоряжением установлено временное положение о порядке установки приборов учета расхода энергоресурсов в эксплуатируемых жилых зданиях.
Это положение регламентирует взаимоотношения потребителей и поставщиков энергоресурсов и определяет необходимые условия и порядок установки приборов учета (природного газа, холодной и горячей воды) на жилые дома (квартиры), независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Расходы по приобретению, установке и обслуживанию квартирных приборов учета энергоресурсов несет собственник или наниматель квартиры. Однако если соблюдены все необходимые условия и порядок установки приборов учета, ЖЭС, на техническом обслуживании которого находится данный дом, обязан принять приборы учета по расходу холодной и горячей воды на коммерческий учет. При этом акт приемки скрепляется подписями абонента и представителя ЖЭС. После этого собственник (наниматель) жилого помещения снимает показания квартирного счетчика и предъявляет их в ЖЭС. Оплата происходит по тарифам, которые устанавливаются Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга.
К сожалению, в настоящее время нередки ситуации, в которых ЖЭС отказывается оформлять акт приемки узла расхода горячей и холодной воды с последующим обслуживанием, ссылаясь на отсутствие инструкций, регулирующих порядок приемки, учета и обслуживания абонентов приборов учета.
Подобные отказы незаконны, и абонент в праве принудить ЖЭС принять приборы учета с последующим предоставлением услуг по технической эксплуатации.
Отключили водоснабжение? Имеют право!
– Какими службами и в каком порядке производится отключение отопления и горячего водоснабжения для производства работ по установке и замене отопительных приборов и арматуры (для проведения работ на внутренних и инженерных сетях)? Какие нужны согласования, как производится оформление документации и кто несет ответственность в случае аварийных ситуаций? (Например, в квартире 10 поменяли батареи, для этого отключили воду во всей парадной, потом включили, в квартире 10 все в порядке, а в квартире 15 батареи прорвало).
Отвечает адвокат Роман Сергеев:
- Ответ на вопрос содержится в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 170 от 27 сентября 2003 г.
Названный достаточно объемный документ сменил аналогичный от 5 января 1989 г.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 15 октября 2003 г. за № 5176.
В разделе V названных Правил содержится подраздел 5.1 – Теплоснабжение.
Обязанности по обслуживанию систем теплоснабжения (котельных, тепловых сетей, тепловых пунктов, систем отопления и горячего водоснабжения) в жилых домах возложены на организации по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с п.5.1.3 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения должно быть организовано своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности всех систем теплоснабжения. Выявленные аварии во внутриквартирных тепловых сетях должны немедленно устраняться (п.5.1.4 Правил).
Организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Подраздел 5.2 Правил подробно регламентирует все вопросы, связанные с эксплуатацией и ремонтом центрального отопления.
Все вопросы документального оформления также регламентированы названными правилами.
С Правилами вы можете ознакомиться в жилищной эксплуатационной организации или в Адвокатской коллегии Нарышкиных.
Aдвокатская коллегия Нарышкиных: Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 41, тел.: 314–85-27, 312–87-24,
e-mail: buro@ naryishkin.spb.ru, http://www.naryishkin.spb.ru