Категории каталога
Каталог / Недвижимость / Актуальные проблемы жилья / «Великое дачное переселение»

«Великое дачное переселение»

«Великое дачное переселение»

В начале прошлого века в Петербурге настоящий подъем переживала индустрия дачестроительства. В конце весны столицу охватывал дачный бум. Считалось обязательным и просто необходимым на лето выехать с семьей из душного и пыльного казенного Петербурга на лоно природы, в "здоровое" место с "восхитительными" сельскими пейзажами. Современники называли это ежегодным "великим дачным переселением".

"Нигде, в целой Европе, не замечается такого массового бегства на летние месяцы из городов на дачи, как у нас, в России, — писала в начале ХХ века газета "Северный дачный листок". — В летнее время города пустуют; все, что только могло, еще ранней весной разбежалось по дачам, по усадьбам. Обычай массового летнего переселения из городов на дачи установился отчасти благодаря тому, что наши города в санитарном отношении стоят ниже всякой критики".

Петербургская дача как явление зародилась в первые же годы жизни нашего города, но до начала XIX века дача была, в основном, привилегией представителей сановной аристократии и представляла собой обширное поместье с садом и богатым дворцом. Уже в пушкинское время позволить себе дачу могла и "средняя публика". Речь уже часто шла не о собственном доме за городом, а том, чтобы "нанять" дачу.

Затем, к концу XIX века, стали возникать специфические дачные поселки, дома в которых строили купцы, мещане, богатые ремесленники — для себя, а также для сдачи их внаем на лето. Дачу можно было снять и в окрестных деревнях. Распространена была также аренда части земельного участка крестьянского владения в деревне и строительство на ней дачи.

Естественно, размеры и степени удобств загородного особняка напрямую зависели от доходов его хозяев. В начале ХХ века прилавки петербургских книжных магазинов заполнили разнообразные альбомы проектов "домов-дач в новом стиле", рассчитанных на людей с различными доходами (естественно, не ниже среднего) и вкусами. Кому-то нравились дачи в немецком стиле, кто-то желал вселиться в особняк, выстроенный в стиле русской избы. Многие петербургские архитекторы, как и сегодня, нашли настоящую "золотую жилу" в обслуживании дачных запросов своих состоятельных клиентов.

"Спрос на проекты деревенских домов-дач растет постоянно”, — говорилось в изданном в 1894 году архитектором М.Еремеевым "Проекте дома-дачи". А строительная контора архитектора А.И.Тилинского, находившаяся в модной дачной местности Шувалово под Петербургом, также предлагала многочисленные "готовые проекты дач и домов с полными сметами".

Тилинский являлся автором практического пособия по постройке дач под названием "Современное дачное строительство". "При постройке дачи следует помнить, что она должна удовлевторять условиям хозяйственного удобства и требованиям гигиены, — говорилось в пособии Тилинского. — Хорош тот проект дачи, который будет удовлетворять этим требованиям при сравнительно умеренных расходах на постройку".

Требования, предъявлявшиеся к дачам, архитектор Тилинский называл следующие. Во-первых, высота комнат: потолки не должны быть слишком высокими, чтобы избежать эффекта "воздушной трубки", когда вредные газы и испарения оседают в нижней части. Во-вторых, комнат в доме не должно быть много, поскольку "от излишнего увеличения числа комнат непроизводительно образуется лишнее количество переборок и дверей, устройство которых, в свою очередь, обусловливает существование сквозного ветра".

По мнению Тилинского, главное внимание при постройке дачи следует обращать не на гостиную комнату, куда ведут гостей, а на спальню. Причина проста: "главную часть времени, проводимого под крышей, дачницы проводят в спальне". В отношении устройства спальни давались следующие рекомендации: "наиболее полезно обращать спальню к стороне открытой, свободной от жилья местности, чтобы предупредить занос испорченной местности".

Многочисленные альбомы дачных проектов предлагали не только дачные дома, но и разнообразные хозяйственные постройки. Несмотря на их сугубо утилитарное предназначение, все они должны были являться произведениями архитектуры. Чего стоят, например, садовая беседка в "норманском стиле", ворота в элементами античной архитектуры, павильон для танцев, птичники, курятники, голубятни и даже… "общественный писсуар" — в виде русского терема!

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Сергей Глезеров

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru