Категории каталога

Ворота Северной столицы

Ворота Северной столицы

Огромный котлован у Московского вокзала наглядно напоминает
о нереализованном до сих пор проекте нового вокзального комплекса для высокоскоростной магистрали. Впрочем, Московский вокзал (бывший Николаевский), построенный в середине XIX века архитектором К. А. Тоном, неоднократно становился объектом приложения творческих сил.

Уже в начале ХХ века становилось очевидным, что Николаевский вокзал маловат для быстро растущей столицы, поэтому требуется его радикальная реконструкция. Сначала проекты переустройства вокзала витали в недрах министерства путей сообщения, затем, в 1906–1907 годах, проходил открытый конкурс.

Среди предлагавшихся проектов были и достаточно курьезные. К примеру, один из проектов предполагал строительство вокзала в "древнерусском московском стиле" и установку у входа трех конных скульптур из взятой за основу знаменитой картины Васнецова "Богатыри". Это при том, что напротив вокзала уже стоял воздвигнутый в 1909 году памятник Александру III работы скульптора П.Трубецкого.

В 1912 году состоялось еще одно состязание, проведенное министерством вместе с Академией vokzalхудожеств. К участию в нем привлекли видных российских зодчих — И. А. Фомина, Ф. И. Лидваля, В. А. Щуко, А. А. Барышникова и
А. А. Гречанникова. По условиям конкурса, старый вокзал предполагалось снести, а на его месте построить более крупное и современное сооружение. По сравнению со старым вокзалом, в нем увеличивалось количество и площади залов ожидания, перронов, вспомогательных помещений. При этом речь шла не только о решении транспортных проблем, но и о формировании достойных "ворот" северной столицы.

Во второй тур вышли проекты известных архитекторов Щуко, Фомина и Лидваля, много работавших в Петербурге в начале ХХ века. Как считали художественные критики, общим недостатком всех проектов были преувеличение масштаба нового вокзала, излишняя парадность и монументальность сооружения, имеющего все-таки утилитарное значение.

По мысли Ивана Фомина, огромные корпуса нового вокзала должны были с трех сторон охватывать железнодорожные пути с перронами, создавая сплошную застройку со стороны площади и на примыкающих к ней улицам. По краям вокзала Фомин проектировал монументальные башни, напоминавшие старинные средневековые крепости.

Однако конкурсная комиссия признала наиболее удачным проект архитектора Владимира Щуко. Как и Фомин, Щуко предложил идею трех огромных залов, перекрытых стеклянными сводами. Вместо "крепостных башен" Фомина здесь фигурировала высокая готическая башня с часами. А интерьеры вокзала, по мысли Щуко, должны были напоминать композиции на темы римской архитектуры.

Проект Федора Лидваля также включал огромную угловую башню, увенчанную шатровым завершением. Тем не менее, никаким планам реконструкции Николаевского вокзала не суждено было сбыться. Их осуществлению, как и многим другим глобальным градостроительным проектам Петербурга, помешали первая мировая война и последовавшие за ней революции.

Первая попытка серьезной реконструкции Московского вокзала была осуществлена в 1951 году, в год столетия вокзала. Затем широкие работы развернулись в середине 1960-х годов, накануне 50-летнего юбилея Октябрьской революции. На месте арочного зала над дебаркадером, куда въезжали поезда, появился большой крытый зал, посредине которого установили бюст Ленина (ныне там стоит памятник Петру I). О сносе старинного здания вокзала, построенного К. А. Тоном, уже не было и речи: его включили в число памятников архитектуры, взятых под охрану государства.

Впрочем, идеи в сфере вокзального строительства, выдвигавшиеся архитекторами в начале ХХ века, не пропали даром, став источником вдохновения для нынешних зодчих. Посмотрите внимательно на проект нового Николаевского вокзала, выполненный архитектором Иваном Фоминым. А теперь сравните его с сооруженным недавно суперсовременным зданием Ладожского вокзала. Сходство, как говорится, налицо…

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Сергей Глезеров

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru