Каждую осень вопрос об отоплении домов становится актуальной темой для Петербурга. Но если сегодня долгожданное тепло исходит от батарей и радиаторов, то в начале прошлого века квартиры петербуржцев согревали печи и камины, топившиеся дровами. Поэтому из года в год в Петербурге звучал один и тот же вопрос: сколько теперь будут стоить дрова?
Горожане, как и сегодня, жаловались в ту пору на постоянное "вздорожание" жизни. Росли цены и на дрова. "В данное время в Петербурге ощущается недостаток в топливе, – писал столичный обозреватель осенью 1911 года. – Подвоз дров был значительно меньше прошлого года, а потому и цены на дрова поднялись теперь до 8 рублей 50 копеек за сажень. По такой чрезвычайно повышенной цене дрова в Петербурге еще никогда не продавались. Если застрявшие на каналах Мариинской системы барки с дровами придут в Петербург до закрытия навигации, цены на дрова упадут на 2 рубля и тогда придут в норму".
Едва ли не главную роль в том, сколько стоили дрова в Петербурге, играла традиционная ежегодная покровская лесная ярмарка в Тихвине, который служил центром лесной промышленности губернии. От цен на лес в Тихвине напрямую зависела стоимость дров в Петербурге. Ведь кроме финских дров, которые привозились в Петербург на небольших шхунах-лайбах, столица использовала, главным образом, дрова, доставленные из Тихвинского края.
На покровскую ярмарку в Тихвин съезжались все лесопромышленники из ближайших регионов. Из Петербурга в Тихвин прибывали представители крупнейших лесопромышленных фирм. Шла продажа лесных участков, причем крупные лесопромышленники старались скупить лесные материалы у местных торговцев. Нередко лес продавался прямо "на корню". Владельцы его тут же получали "задатки" от покупателей.
С наступлением зимы начинались заготовка леса, а потом подвоз вырубленных бревен и досок на берега сплавных рек. Лесопромышленники жаловались на то, что общая дороговизна касалась и области их торговых операций. Особенно на то, что из года в год дорожали рабочие руки. В итоге же за все это подорожание расплачиваться приходилось простым петербуржцам – столичным обывателям, которые были главными потребителями тихвинских дров.
По воспоминаниям старожилов, прибывавшие в столицу баржи с дровами приносили особый запах смолы и леса. И даже от их команды веяло каким-то особым лесным духом. Баржи, которые привозили в Петербург дрова, были обычно легкой постройки, рассчитанные на "одну воду" — то есть на два-три рейса. После своей последней разгрузки такие баржи заканчивали свою короткую жизнь и разбирались на самый дешевый "барочный" лес, который шел на временные постройки, дешевые дома на окраинах и частично на дрова. Продавался "барочный лес" на месте и причем очень дешево, поскольку был весь сырой.
"И дороговизна леса, и высокая стоимость рабочих рук, и все несовершенства лесного промысла – все оплачивается, в конце концов, из кармана многострадального обывателя", – приходилось констатировать обозревателю одной из петербургских газет.
Поэтому в Петербурге не раз возникал вопрос о возможности замены дровяного топлива на более дешевое и удобное. "Некоторые города разрешили уже дровяной кризис легко и просто, путем утилизации торфяных болот, – писала "Петербургская газета", – их примеру должен последовать и Петербург. Он может заготовить огромное количество "черных дров"".
В октябре 1913 года делегация от Петербурга в составе гласного городской думы и городского инженера были специально командированы в Ригу и Ревель для изучения вопроса о "рациональном и дешевом топливе", поскольку там уже активно использовали торф для отопления. Как сообщалось в печати, собранные на месте данные предполгалось использовать для разработки вопроса об организации в Петербурге городского завода для изготовления "черных дров".