Первая Международная специализированная выставка «ЖКХ России» состоялась в ноябре в «Ленэкспо». В павильоне и на открытых площадках разместились более 120 компаний.
Цель экспозиции — демонстрация современных строительных материалов и технологий для рационального использования водо-, тепло- и энергоресурсов. Однако главный акцент выставки был сделан на формирование новых бизнес-контактов для привлечения инвестиций в развитие жилищно-коммунального комплекса России.
Экспозиция проводилась под патронажем Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО и Торгово-Промышленной Палаты России. Официальную поддержку мероприятию оказали Министерство промышленности и энергетики, а также Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству России.
Отечественный бизнес представляли компании из Санкт-Петербурга, Москвы, Смоленска, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Ханты-Мансийска. Коллективный стенд подготовила Ростовская область. Зарубежные фирмы были представлены белорусами, шведами и немцами.
По словам советника руководителя Федерального Агентства по строительству и ЖКХ Ларисы Бариновой, идея проведения выставки родилась у организаторов еще 4 года назад. Однако возможность задействовать в экспозиции хотя бы по одному представителю из каждого сегмента ЖКХ появилась только в этом году. Многие компании выступают на мероприятиях подобного уровня впервые, поэтому организаторам приходилось объяснять таким участникам элементарные принципы организации выставочного стенда. Стоит отметить, что диапазон представленных на выставке направлений ЖКХ был весьма широк. Здесь речь идет не только об экономящих энергоресурсы системах, применяемых в отдельных домах, но и о сложной коммуникационной сети, которая отвечает за доставку нефтепродуктов из одного региона в другой.
Начальник Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Олег Вихтюк подчеркнул, что в конкурсном отборе на обслуживание субъекта ЖКХ будет выигрывать та компания, которая предложит наибольший объем работ, а не та, которая заинтересована лишь в минимизации затрат на энергоресурсы. При этом он отметил, что пообъектное управление будет в любом случае эффективнее площадного. Примером может служить опыт города Ангарск, в котором, благодаря частному обслуживанию домов, потребление энергии снизилось в 2,7 раза.
Вместе с тем, дефицит отечественной ЖКХ-сферы составляет десятки миллионов долларов. Бюджетные средства не могут и в малой степени обеспечить необходимые условия для нормального функционирования системы. Поэтому стоит вовлекать в сотрудничество частный бизнес.
На сегодняшний день в ЖКХ задействованы несколько крупных компаний-монополистов, которые диктуют свои правила игры и устанавливают высокие тарифы на энергопотребление. Из-за неразвитой системы регулирования отношений «производитель-клиент», жильцы домов получают лишь 1/3 энергоресурсов. На отопление домов у нас расходуется в четыре раза больше энергии, чем в Финляндии. Более мелкие компании ведут «непрозрачный» бизнес на поле теневой экономики и не могут составить серьезную конкуренцию флагманам отечественной энергетики. Тем не менее, положительные тенденции наметились: в коммунальное хозяйство России «пошел» крупный российский и зарубежный капитал. Немалую роль в этом сыграл опыт успешной модернизации жилищно-коммунальной сферы стран Западной Европы.
Итак, отныне иностранные компании хотят вкладывать деньги в коммунальную отрасль российской экономики. Поэтому необходимо создать четкую схему инвестирования, чтобы зарубежные партнеры могли отдавать себе отчет, на что именно будут тратиться их деньги. Для этого следует провести процедуру финансового аудита, чтобы проверить, насколько субъект ЖКХ рентабелен, и структурировать, при необходимости, его долги.
Например, анализ финансового положения предприятий ЖКХ Вологодской области показывает, что размеры существующей задолженности и отсутствие перспектив ее сокращения делают невозможным не только привлечение инвестиций в данную сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений. Поэтому первые меры по финансовому и экономическому оздоровлению ЖКХ должны быть связаны с работой по существующим долгам. Необходимо реструктуризировать задолженности бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями комплекса и определить реальные сроки ее ликвидации.
Решением этой проблемы может стать скорейшее принятие Федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ», в котором будет учитываться особый порядок реструктуризации кредиторской задолженности. Кроме того, Администрация Вологодской области настаивает на внесении поправок в Налоговый кодекс по уплате НДС, который не будет начисляться на списываемую дебиторскую задолженность предприятий ЖКХ. К тому же, целесообразным было бы списание кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, которая образовалась по вине федеральных структур. Не стоит забывать, что ЖКХ – одна из крупнейших отраслей отечественной экономики, включающая в себя 25000 муниципальных образований. Поэтому реформа коммунальной сферы должна быть увязана с интересами субъектов муниципального самоуправления.
Администрация Архангельской области предлагает, начиная с 2005 года обеспечить 50% участие федерального бюджета в финансировании работ по проведению капитального ремонта объектов отрасли, переданных из федеральной в муниципальную собственность в ненадлежащем техническом состоянии. А также установить приемлемую долю расходов жителей северных территорий на оплату жилья и коммунальных услуг, исходя из размера площади и нормативов потребления – 15% вместо 22%. Учитывая, что в северных районах короткий межотопительный период (3–4 месяца), необходимо предусмотреть выделение региональным бюджетам беспроцентных ссуд из федерального бюджета на подготовку к осенне-зимнему периоду.
Администрация Республики Коми предлагает в связи с принятием на 2005 год федерального стандарта уровня платежей населения за коммунальные услуги (в размере 100%) и для снижения роста тарифов на тепловую энергию предусмотреть компенсацию транспортных затрат за счет федерального бюджета. Это касается котельных в сельской местности в труднодоступных районах Крайнего Севера. В Республике Коми экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию в отдельных сельских районах достигают 1700 рублей за 1 Гкал, где доля транспортной составляющей достигает 15%, что неприемлемо для плательщиков.
Участники «ЖКХ России» готовы помочь в решении проблем, стоящих перед отраслью. Среди экспонентов существует ООО «Региональный Центр Начислений», который предлагает всем заинтересованным организациям программное обеспечение для автоматизации ЖХХ. Его внедрение позволяет оптимизировать работу подразделений этого сегмента экономики и компаний-поставщиков: стандартизовать общую отчетность, объединить существующую информацию по начислениям и платежам в единую базу данных, облегчить работу с должниками, организовать прием платежей от населения по коммунальным услугам. Одной из главных особенностей предлагаемой компанией системы «Пуск» является возможность применения, как в небольших районах, так и в многомиллионных мегаполисах.
Финансово-промышленная группа «Технологии энергосбережения» предлагает оборудование, позволяющее существенно ускорить разогрев и слив мазута, тяжелых нефтепродуктов и сократить расход пара до 30%. При работе предлагаемого устройства вся вода, в том числе ранее содержащаяся в продукте, переходит в состояние мелкодисперсной однородной эмульсии, что улучшает его технологические показатели.
Компания ОАО «Российские коммунальные системы» разрабатывает и внедряет качественную новую модель коммунального бизнеса, которая должна обеспечить стабильность и высокое качество коммунальных услуг за счет внедрения современных технологий и эффективной системы управления в сфере ЖКХ. Ее главными задачами на ближайшие 8–10 лет являются: полная замена изношенного оборудования, снижение технологических и сверхнормативных потерь в сетях, сокращение издержек коммунальных предприятий, а также строгое соблюдение экологических стандартов.
Применение инновационных технологий, предлагаемых участниками «ЖКХ России» должно привести к улучшению коммунального климата страны. И уже сам факт проведения первой международной выставки, посвященной разработкам в коммунальной отрасли, говорит о том, что представители данного сегмента готовы к существенным преобразованиям.
Справка: Расходы на ЖКХ составляют 8% бюджета (что приравнивается к размерам инвестиций в национальную оборону) и 15% от всех средств, которые поступают на развитие отечественной экономики. На данный сегмент работают 52000 предприятий, которые обслуживают более 4 млн. человек