С началом строительного бума Петербург охватила и повальная мода на создание пешеходных зон. Спору нет, брусчатые мостовые с подсветкой, ажурные фонари и миниатюрные фонтанчики смотрятся гораздо привлекательнее унылого асфальта, да и город наш все больше становится похож на европейский. Однако, как это нередко бывает, в погоне за количеством страдает качество.
За примером долго ходить не надо – достаточно заглянуть на самую первую пешеходную улицу, появившуюся в нашем городе в 1997 году, — Малую Конюшенную. Работу строителей называли тогда образцовой, а саму пешеходную зону – примером для подражания. Правда, бытовали и другие мнения, например, что Малая Конюшенная, одетая в брусчатую мостовую, стала в одночасье длинной и пустой. Однако эти голоса тонули в общем хоре восхищения.
С тех пор прошло семь лет, и теперь можно уже подвести некоторые итоги. К сожалению, Малая Конюшенная улица так и осталась пустой и бескрайней. Не помогли ни установленные на ней памятники Гоголю и городовому, ни метеорологический павильон. Сегодня Малая Конюшенная имеет и вовсе малоприглядный вид: улица, задуманная как пешеходная, на всем своем протяжении превратилась в сплошную автостоянку. Спору нет, проблема парковки для центра города – одна из самых наболевших. Но зачем же превращать в стоянку машин улицу, задуманную для пеших прогулок горожан?
Однако это еще не все. Если свернуть на Малую Конюшенную с Невского проспекта, то первые десятки метров, до памятника Гоголю, улица еще напоминает «уголок Европы». Но дальше ее вид заставляет просто содрогнуться: гранитные плиты мостовой вспучило и покоробило, как будто после землетрясения. Почти треть деревьев спилена: они просто не выжили в крошечных квадратиках, оставленных для них между гранитными плитами. Теперь вместо деревьев зияют ужасающие дыры и разбитая чугунная решетка…
Конечно, тому, что произошло с Малой Конюшенной улицей, можно найти логическое объяснение: в то время, когда здесь создавалась пешеходная зона, укладка тротуарной плитки для Петербурга была внове, и технологию еще не отработали. «В суровую зимнюю пору было выполнено главное – сделано основание для улицы: многослойный пирог «Наполеон» из щебня, песка и прочих строительных материалов», — писала в мае 1997 года газета «Смена».
Кроме того, как это часто бывает, строители спешили сдать работу к установленному сроку – дню города. Прошло семь лет, и нам с грустью приходиться лицезреть результаты того «строительного аврала»…
К сожалению, создание пешеходных зон нередко сопровождается тем, что в советские времена называли «очковтирательством» и «показухой». Весьма красноречивый пример такого подхода произошел в октябре нынешнего года при открытии пешеходной зоны на Большой Московской улице. Ситуация была настолько вопиющей, что на эту тему выступила главная городская газета – «Санкт-Петербургские ведомости».
Дело в том, что к пышному открытию улицы с участием членов городского правительства строители тщательно укладывали тротуарную плитку в начале Большой Московской. Однако стоило лишь отгреметь праздничным фанфарам, как пошел обратный процесс: только что положенную плитку вытащили, а на ее место стали укладывать гранитные плиты. Причем подобная «работа над ошибками» шла почти на половине Большой Московской улицы.
Причина, как выснилось, очень проста: к открытию гранитные круги сделать не успели, поскольку вовремя не доставили гранит, а чтобы не оплошать перед правительством города, замостили все плиткой. А затем торжественно отрапортовали: работа окончена!
«Товарищи дорожные начальники, ну что бы изменилось в вашей судьбе, если бы открытие этой пешеходной зоны вы отложили на неделю-другую? – писали «Санкт-Петербургские ведомости». – Только бы деньги сэкономили. Но, видно, работать без мелкого очковтирательства – это не наш стиль. Не зря говорят: привычка – вторая натура»…
Впрочем, вернемся к Малой Конюшенной. То, что случилось с ней, вызывает горькое сожаление: из гордости Северной столицы она превратилась едва ли не в свою полную противоположность и требует срочного ремонта. В связи с этим хотелось бы спросить у чиновников, занимающихся городским благоустройством, есть ли гарантии, что открываемые сегодня пешеходные улицы и «евродворы» сохранят свой блеск и привлекательность на долгие годы?