К сожалению, то образование, которое получают студенты строительных специальностей, сегодня не соответствует требованиям работодателей. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда стал ведущей темой в обсуждении подготовки и переподготовки кадров в области строительства. Разговор об этом шел на конференции в пресс-центре ИТАР-ТАСС.
С развитием рыночных отношений в России все то, чему учили в средних и высших заведениях, постепенно оказывалось все дальше и дальше от новых технологий строительства. Проблема усугублялась значительной разницей в заработках преподавателей и работающих в строительной сфере.
Не так давно на базе Инжэкона было проведено исследование, выявившее несоответствия между теоретическими азами и практическими требованиями отрасли, а также нехватку необходимых квалифицированных кадров в данной сфере. Это означает не только то, что многие выпускники останутся без работы, но также и то, что те или иные работы в области строительства будут выполнены некачественно. Вывод напрашивается сам собой: строительные организации должны сами позаботиться о процветании своей отрасли и принять активное участие в подготовке профессионалов для самих себя. Подобная практика давно существует в европейских странах. Попытка создания такого регулирования состоялась в октябре этого года и у нас.
В результате октябрьской конференции «Актуальные проблемы подготовки и переподготовки кадров в строительстве и пути их решения» по инициативе Ассоциации домостроителей и производителей строительных материалов СПб и ЛО (АДСПСМ) было принято решение о создании Учебно-координационного центра. Его основной задачей стало формирование профзаказа. «Предприятия должны заявлять, кого и откуда собираются приглашать на работу» — рассказал директор по правовым вопросам и стратегическому развитию АДСПСМ Михаил Юрьевич Викторов. Например, во многих компаниях неплохо относятся к тому, чтобы брать на работу иногородних специалистов. Они готовы работать не «от звонка до звонка», а намного дольше, так как приезжают на заработки.
Г-н Викторов отметил, что центр должен уже в начале следующего года провести ревизию существующих образовательных программ, сформировать их в единую систему с учетом существующего заказа. Также необходима компоновка общегородской базы преподавателей, от которых полностью зависит успех обучения.
Со стороны учебных заведений также исходит инициатива в решении проблемы. Проректор СПБ Инжэкон Владимир Андреевич Лимонов рассказал, что его ВУЗ одним из первых приступил к созданию центра по трудоустройству выпускников. В планах – создание средне специального заведения на базе института.
Директор «Института региональной экономики и управления» на базе Инжекона Сергей Максимович Миронов, назначенный главой Учебно-координационного центра, отметил необходимость создания системы аккредитации учебных программ (присвоения им так называемого знака качества), что гарантировало бы их соответствие запросам компаний.
Он также посетовал на то, что существующая на сегодняшний день в нашем городе подготовка проектировщиков и специалистов по управлению экономикой проекта просто не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Например, проектировщиков готовят только один ВУЗ – СПб ГАСУ. А эта специальность пользуется особенным спросом. Специалистов по управлению проектов готовит всего два вуза – Инжэкон и Технический (Политех). Г-н Максимов подчеркнул, что государство практически отказалось от участия в процессе развития образования.
В связи с этим брать на себя финансовую инициативу необходимо бизнесу. На предложение АДСПСМ и Инжэкон откликнулось российское представительство финской компании ЗАО «ЮИТ Лентек». Директор по развитию компании Игорь Адольфович Сорокин рассказал, что руководство полно решимости реализовать все социальные функции бизнеса (участие в различных социальных программах, в том числе и в процессе образования) в России так, как это делается в Финляндии. В этой стране студенты часто обучаются и проходят практику в какой-либо компании, где в дальнейшем получают работу. Преимущества этого очевидны: студенты работают в уже знакомом коллективе, а компания может примерно оценить способности будущего сотрудника. Так что неплохо было бы перенять соседский опыт…