В начале января нынешнего года петербуржцы стали свидетелями 297-го по счету наводнения, постигшего Cеверную столицу за чуть больше трех веков ее существования. Буйство природной стихии хоть и не стало, к счастью, разрушительным, но еще раз напомнило о том, что недостроенная до сих пор дамба не в состоянии в должной мере защитить город от наводнений.
Строительство дамбы в Финском заливе осуществляется с конца 1970-х годов, хотя идея ее сооружения звучала еще в XIX веке. Так, в 1825 году профессор П.П.Базен, почетный член Петербургской Академии наук, представил правительству проект заградительной каменной дамбы длиной 22 километра, которая перекрыла бы Финский залив от Лисьего носа до Ораниенбаума через Кронштадт. Однако предложение не получило тогда поддержки.
К нему вернулись в начале ХХ века, поскольку постоянные наводнения наносили немалый ущерб городскому хозяйству. «Все общественные круги Кронштадта в настоящее время заняты вопросом о соединении острова дамбой с материком, — писала в июле 1911 года «Петербургская газета». – Многомиллионное предприятие в будущем сулит также и многомиллионную выгоду».
Очень скоро вопрос о дамбе вышел из узких рамок общественного городского управления Кронштадта и стал достоянием широкой общественности. Сразу же появилось две «партии» по вопросу о том, в каком направлении строить дамбу – на юг или на север? Большинство склонялось к тому, что дамба все-таки должна пойти на север.
Одни доказывали, что если строить дамбу на юг, по направлению к Ораниенбауму, то тогда придется пересекать единственный южный фарватер. А значит, глухую дамбу строить нельзя – она должна иметь пространство для прохода судов. Но тогда «южная» дамба станет дорогим, а главное, не постоянно действующим сооружением.
Устройство дамбы с северной стороны представлялось гораздо более выгодным и удобным. Залив с этой стороны неглубок, следовательно, возведение потребует гораздо меньших затрат. Вообще, «экономичность» служила одной из главных позиций в споре между «южными» и «северными».
«Это «разноречие» и создающиеся на их основе разного рода проекты дебатируются в настоящее время как в морских, так и в коммерческих кругах Петербурга и Кронштадта, — продолжал обозреватель «Петербургской газеты». – Во всяком случае, вопрос этот настолько серьезен, что без государственного вмешательства и участия законодательных палат не обойдется».
Однако у дамбы нашлось в ту пору и достаточно противников, причем довольно серьезных. Среди них оказалось немало влиятельных петербургских коммерсантов – заправил коммерческого порта. Деловые люди того времени считали, что строительство дамбы между Петербургом и Кронштадтом несет угрозу интересам Петербурга, поскольку ставит крест на роли Петербурга как крупного торгового порта. По мнению коммерсантов, в результате сооружения дамбы возникнет новая гавань, расположенная на тридцать пять верст ближе к морю, которая отнимет у Петербурга все функции коммерческого порта. А потому строительство дамбы – недопустимо.
Вопрос о дамбе еще долго дискутировался и откладывался, затем к нему не раз еще возвращались. После катастрофического наводнения 1924 года при Гидрологическом институте была образована специальная межведомственная комиссия для разработки вопроса о защите Ленинграда от «нагонных волн». За основу был взят проект профессора Бальзена, предложенный еще век назад.
Однако окончательное решение о строительстве защитных сооружений приняли только в конце 1970-х годов. Дамбу строили и на юг, и на север от Кронштадта. В конец декабря 1984 года дамба вчерне была готова, появилась техническая дорога между Горской и Кронштадтом. В 1989 году строительство дамбы на время приостановили, поскольку против выступали экологи, заявлявшие о том, что дамба препятствует необходимому водообмену между Невой и открытым морем. В середине 1990-х годов, с учетом рекомендаций экологов, строительство вновь возобновили, однако до сих пор мы не можем сказать, что эта «стройка века» полностью завершена…
Справка
В настоящее время готовность комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений оценивается в 60%. В 2005 году на продолжение строительства комплекса из федерального бюджета планируется выделить 900 миллионов рублей. Проект достройки дамбы предполагает завершение строительства гидротехнических и защитных сооружений протяженность 25,4 километра. Оно должно быть закончено в 2008 году.