Категории каталога
Каталог / Недвижимость / Актуальные проблемы жилья / «Нужен ли Петербургу метрополитен?»

«Нужен ли Петербургу метрополитен?»

«Нужен ли Петербургу метрополитен?»

Петербургскому метрополитену исполняется в нынешнем году пятьдесят лет. Недавно вошла в строй станция метро «Комендантский проспект», не за горами и открытие «Парнасской». Глядя на перспективную карту развития метрополитена, хочется как можно скорее оказаться в том «светлом будущем», когда линии метро будут опоясывать весь город и проникнут во все окраинные и даже пригородные районы Петербурга.

Между тем, вполне могло так сложиться, что метро появилось бы в нашем городе не в 1955 году, а гораздо раньше, и теперь мы бы отмечали не полувековой, а едва ли не вековой юбилей. Однако история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Тем не менее, сегодня мы можем проанализировать, почему же метро не появилось в Петербурге в начале ХХ века.

Ведь тогда, как мы уже рассказывали, существовало немало проектов сооружения линий метро в Петербурге – как подземного, так и надземного. Однако дело тормозилось и все начало работ время откладывалось. Причинами были отсутствие опыта и строительных технологий, а также нежелание владельцев домов и земли в столице расставаться со своей собственностью, либо ухудшать свое положение ради постройки метро.

Еще одной существенной преградой, тормозившей появление метрополитена в Петербурга, была форма собственности на городской транспорт. Как известно, трамвай, появившийся на петербургских улицах в 1907 году, находился в городской собственности. За несколько лет трамвай стал самым популярным и массовым транспортным средством, и количество трамвайных линий росло год от году.

В 1908 году трамвай дал городу 999 тыс. руб. чистой прибыли, в 1910-м – 4,4 млн руб., а в 1914-м – около 10 млн руб. Приведем и еще одну цифру: в 1910 году прибыль от трамвая, за вычетом процентов и погашения по займам, составила 37,8% валового дохода городского бюджета. Другими существенными статьями бюджета Петербурга были доходы от коммунальных предприятий, в то время как доля налогов и сборов в городском бюджете постоянно снижалась. Эту тенденцию поддерживало министерство финансов, видевшее в коммунальных предприятиях путь к снижению убыточности городского хозяйства.

Трамвай 100 лет назад...После того как в начале апреля 1914 года в Петербурге открылось движение по «Лиговской трамвайной линии», связавшей два вокзала – Балтийский и Николаевский (ныне Московский), в печати появились сообщения, что несколько объединившихся петербургских банков выразили готовность финансировать постройку проектируемой частными предпринимателями (!) окружной железной дороги. Ее считали преддверием метрополитена.

По словам одного из обозревателей, «частный капитал во что бы то ни стало стремится так или иначе вторгнуться в завидное по своим баснословным доходам трамвайное предприятие, он никак не может простить себе, что упустил в Петербурге такое «золотое дело»». Не случайно сооружение метрополитена и окружной железной дороги пропагандировались в прессе как «наиполезнейшие для населения и неотложнейшие».

«Еще не закончена постройка второй очереди трамвая, а уже хотят строить метрополитен! – восклицал обозреватель. – Еще не сделали никаких даже опытов перевозки грузов по трамвайной сети, а уже готов проект окружной дороги. Город не обеспечил еще полностью трамвайный строительный фонд, а его хотят убедить в необходимости теперь же начинать строительство метрополитена».

Впрочем, ларчик открывался очень просто. Путем массированной пропаганды в прессе (говоря современными словами, мощной PR-компании), сторонники строительства метро давили на городскую Думу, с тем, чтобы она признала неотложность и своевременность этого сооружения. В этом случае вскоре бы выяснилось, что у городских властей, занимающихся проблемами канализации, ладожским водопроводом и больничным вопросом, просто-напросто нет денег на постройку метро. А поскольку неотложность метрополитена уже будет санкционирована, то дело отдадут на откуп частным предпринимателям.

Таким образом, под предлогом необходимости метрополитена частный капитал пытался вторгнуться в самую выгодную на то время сферу городского хозяйства – он хотел эксплуатировать пути сообщения. Если бы это произошло, доходности трамваев, как бы город ни старался огородить свои интересы всяческими договорами, был бы нанесен серьезный урон. Городские власти это прекрасно понимали и всеми силами тормозили проекты сооружения метрополитена в Петербурге.

«Поэтому до осуществления всех трех очередей городского трамвая город должен откинуть всякую мысль о метрополитене, — настаивал в апреле 1914-го обозреватель «Петербургской газеты», выступавший противником вторжения «частного капитала». – Замените сначала архаические конки электрической тягой, а потом уже и мечтайте о такой недопустимой роскоши, как метрополитен».

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Сергей Глезеров

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru