В рамках реализации Комплексного плана по обращению с отходами, Ленинградская область приступила к реализации программы строительства полигонов. По замыслу Правительства ЛО, она поможет свести к минимуму число несанкционированных свалок, определить места для строительства мусоросжигающих заводов и, возможно, решить проблему размещения на территории области отходов Санкт-Петербурга.
В 2003 году Санкт-Петербургским отделением РАН по заказу Правительства Ленинградской области был разработан Комплексный план по обращению с отходами. В результате кропотливой двухлетней работы была получена достаточно полная картина сложившейся ситуации с отходами и выработаны рекомендации по ее улучшению. Реализация плана возложена на комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
Комментирует стоящие перед областью задачи в сфере обращения с отходами председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Михаил Дедов:
- Стоит отметить, что единой системы и единого подхода к решению проблемы с отходами Санкт-Петербурга и Ленинградской области на территории нашего субъекта, до недавнего времени не существовало. Прежде ею занимались самые различные комитеты (комитеты по строительству, по жилищно-коммунальному хозяйству, по сельскому хозяйству, здравоохранению; дорожный комитет; Департамент по охране окружающей среды), при этом каждый решал свои ведомственные задачи. Относительно недавно, с передачей всех полномочий нашему комитету, у нас появилась возможность централизовано управлять этим процессом.
В первую очередь, мы разобрались со всеми местами захоронения — полигонами, санкционированными и несанкционированными свалками, выявили наличие или отсутствие проектов действующих и предполагаемых полигонов. Затем мы в рамках региональной целевой программы «Охрана окружающей среды» открыли финансирование строительства тех полигонов, на которые есть проекты, прошедшие экологическую и государственную экспертизу. Уже можно говорить о первых результатах:
В 2004 г. закончено строительство полигона ТБО в Волосовском районе. Общая мощность полигона составила 33 тыс. м3 в год. Срок эксплуатации – не менее 15 лет. Первая очередь полигона рассчитана на эксплуатацию в течение 7 лет и приема 240 тыс. м3 отходов. Объем финансирования работ по строительству первой очереди составил 6,541 млн. руб. В настоящее время объект вводится в эксплуатацию.
Начато строительство первой очереди полигона ТБО в Сланцевском районе Ленинградской области, идет строительство полигона ТБО для Кингисеппского района и города Ивангорода. В 2005-м году начнется проектирование полигонов в Волховском, Бокситогорском, Лодейнопольском и Приозерском районах области.
- По какому принципу выбирались районы для размещения полигонов?
- Сроки и подготовки документов для выделения земли во многом определяются позицией администрации муниципальных образований (МО). Администрация названных МО проявила наибольшую заинтересованность и активность. Аналогичную работу наш комитет ведет и с другими муниципальными образованиями, хотя это не всегда просто. Например, проблема с размещением отходов очень остро стоит в Выборгском районе. При этом на территории очень трудно найти площадку под полигон, там преобладают леса первой группы, процесс же перевода таких земель в нелесные длительный и дорогостоящий. Даже проекты рекультивации карьеров путем заполнения свалочными массами, вряд ли пройдут экологическую экспертизу. Возможно, там следует построить мусороперерабатывающий завод, но пока эта проблема в виду недостаточных бюджетных средств невыполнима, поэтому область совместно с администрацией района активно ищет инвесторов.
- Возможно ли привлечение частного капитала в эту сферу?
- Да, конечно. И даже не возможно, а нужно. Учитывая ограниченность бюджетных средств, выделяемых для строительства подобных объектов, в последнее время постепенно начинают реализовываться инвестиционные проекты и из внебюджетных источников. В августе 2004 г. в Лужском районе, близ огромного садоводческого массива Дивенская, введен в эксплуатацию полигон ТБО, принадлежащий ОАО «Авто-Беркут». Мощность и географическое положение данного полигона достаточны для экологически безопасного решения всех проблем по обращению с отходами в городе Луга и Лужском районе в целом. В 2005 г. ОАО «Светогорск» планирует начать за счет собственных средств строительство полигона для размещения твердых бытовых отходов и отдельных видов промышленных отходов. На данный объект будут приниматься как собственные отходы организации, так и отходы северной части Выборгского района и г. Светогорска».
С заводами ситуация сложнее, на западе строят, но там и цены за обслуживание значительно выше. Для нас же это пока очень дорого. Не случайно приходящие с подобным предложением инвесторы, узнав тарифы, исчезают навсегда.
- Как бы Вы определили общую направленность политики обращения с отходами в области?
- Я бы сказал так. Область следует разделить на две условные зоны: пригородную, прилегающую к Санкт-Петербургу на расстоянии 50–70 км, которая подвергается наибольшему негативному воздействию на окружающую среду со стороны соседнего субъекта; и более отдаленные территории, которые в основном решают собственно областные задачи. Первая – густо населенная, здесь образуется наибольшее количество отходов, сюда идут потоки отходов (около 70 процентов всех городских отходов) из Северной столицы. Именно в этой зоне следует строить мусороперерабатывающие заводы, ибо выделять здесь большие площадки под полигоны вряд ли возможно. Во второй зоне следует строить полигоны, уходя от свалок.
- Можно ли говорить об оптимальном количестве полигонов на территории области с точки зрения экологической безопасности?
- Все зависит от размеров территории. Экономически целесообразным считается плечо перевозок 50–60 км. Перевозка на большие расстояния становится дорогой, теряет рентабельность. В тоже время следует учитывать и количество образующихся отходов. Например, если говорить о Лодейнопольском и Подпорожском районах с невысокой численностью населения и обширными территориями, строить полигон в каждом из них представляется нецелесообразным, достаточно одного на оба района. Та же ситуация на юго-востоке области: возможно строительство одного полигона для достаточно близкорасположенных друг от друга Бокситогорского, Тихвинского районов и города Пикалево. В населенных пунктах, в целях снижения стоимости перевозок мусора, следует построить станции перегруза.
Таким образом, нет необходимости строить полигон в каждом муниципальном образовании, однако следует решить возникающие при эксплуатации общего полигона проблемы межбюджетных отношений. Выходом здесь может стать создание управляющей структуры, которая будет руководить этим процессом на местах с учетом интересов муниципальных образований и области в целом.
- Каким образом в комплексном плане решается вопрос с несанкционированными свалками?
- Программа строительства полигонов помогает в какой-то степени решить и проблему свалок. Нельзя требовать, чтобы мусор не бросали просто так, если его негде разместить. Мы построили в Волосовском районе полигон, в скором времени он начнет работать. Затем мы выделим деньги на ликвидацию несанкционированных свалок в этом районе. И только после это у нас появится моральное право требовать недопущения образования новых свалок. Теперь мы можем сказать администрации МО: полигон построен — организуйте его работу так, чтобы отходы выгодно было вести к вам, а не в лес.
- Как Вы думаете, насколько данная проблема эффективно решается в целом в России?
- Проблема утилизации отходов остро стоит в России и во всем мире, решается где-то лучше, где-то хуже. В принципе все технические вопросы решаемы, в мире наработано достаточно технологий по любой проблеме, нужны лишь средства на их внедрение. Наличие же или отсутствие средств во многом определяется желанием решить эту проблему и наличием политической воли.
Оксана Лагода
Материал предоставлен Комитетом по Природным ресурсам и Охране Окружающей Среды ЛО.