Через несколько месяцев, как известно, закроется на серьезную реконструкцию мост Лейтенанта Шмидта, бывший Николаевский, а еще раньше — Благовещенский. Сегодня, по заключению экспертов, он находится в крайне неудовлетворительном состоянии, а некоторые его части – и вовсе в аварийном. Грузоподъемность моста составляет около 50% от требуемой, на балках появились трещины и коррозии.
Благовещенский мост был самым первым разводным мостом через Неву. Совсем недавно он отметил свой полуторавековой юбилей: он был торжественно открыт в начале декабря 1850 года. Петербуржцы называли его когда-то «восьмым чудом света». «Драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях», — писал о нем современник.
Cтроительство моста стало одной из трех грандиознейших российских строек той поры. Первой была железная дорога из Петербурга в Москву, второй — Исаакиевский собор. Постройка такого моста не имела тогда аналогов ни в Европе, ни в Америке — из-за глубины и быстроты Невы. Пришлось впервые в России вбивать сваи на глубину реки. Кроме того, тогда не было водолазных костюмов, и работы под водой велись при помощи воздушных колоколов.
Особенный предмет гордости составлял Николаевский мост для петербургских поляков, и вот по какой причине: автор его проекта, инженер Станислав Кербедз, был поляком, хотя и выходцем из литовского городка Паневежис Ковенской губернии. Он воспитывался в Литве, но тем не менее всегда подчеркивал свое польское происхождение...
Уже в начале ХХ века в Петербурге всерьерз обсуждали возможность перестройку Николаевского моста — практически сразу же после того, как по мосту пустили трамвай. «Когда мост строили, — рассуждала публика, — ведь трамваев не предвидели. А ныне тяжелые, переполненные пассажирами вагоны с грохотом носятся по мосту, и всеь он под ними дрожит и трясется».
В марте 1909 года по Петербургу пронесся слух о закрытии движения по Николаевскому мосту. Тем не менее, официальные лица выступили с категорическими опровежениями. «Все слухи о непрочности моста – совершенный вздор, — заявил заведующий невскими мостами военный инженер П.А.Лихачев. – Наоборот, сооружение построено на редкость солидно. В те времена, когда в мостах, как в Николаевском, пускали в дело чугун, а не железо, им придавали весьма большой запас прочности. Чугунные арки моста настолько массивны, что на них движение трамвая не может оказать ни малейшего влияния».
Лихачев признавал, что, действительно, недавно раздавались голоса, что толстый «бык» моста накренился якобы из-за подмыва грунта течением. Однако если бы это было так, между «быком» и «пятами» арок образовались бы щели. Тем не менее, при осмотре никаких зазоров у концов арок найдено не было.
«Возможно, слухи о ненадежности моста возникают оттого, в последнее время на льду то с одной, с другой стороны моста ставятся леса и там суетится масса рабочих, — добавлял Лихачев. – Но это текущий ремонт. Этой зимой мы очищали мост от ржавчины, что не делалось уже тридцать лет. Правда, слой ржавчины оказался тонким, а вот грязи и пыли были много. Таким образом, Николаевский мост вполне безопасен».
В середине марта 1909 года разводную часть моста осмотрели эксперты – профессор Инженерной академии Н.Л.Кирпичев и профессор Института инженеров путей сообщения Н.И.Митинский. «Конечно, дефекты есть, — сообщил последний о результатах осмотра. – Ведь мост далеко уже не из молодых, но какой-либо опасностью эти дефеты не угрожают. Их нельзя причислить к серьезным. Прекращение движения по Николаевскому мосту явилось бы совершенно бесцельным и излишним».
Прошло еще несколько десятилетий, и стало очевидным, что прежний мост, действительно, устарел и не справляется со своими задачами. В результате проведенной в конце 1930-х годов реконструкции красотой моста пожертвовали ради его функциональности: от «кербедзовского моста» сохранилась только решетка и некоторые опоры. Грузные балочные конструкции заменили собой прежние ажурные чугунные пролеты, которые перевезли в Тверь – сегодня их можно увидеть на главном мосту через Волгу…
Планируется, что после реконструкции мост Лейтенанта Шмидта приблизится к историческому облику своего предшественника – Николаевского моста. Его пролеты вновь украсят красивые полукрулые арки. А вот по всем остальным параметрам мост станет совсем иным. Ширина проезжей части увеличится на 6 метров – с 18 до 24 метров. На мосту будет восемь полос для движения в обе стороны.
Когда мост закроют на реконструкцию, рядом возведут временную переправу. Окончание реконструкции намечено на сентябрь 2007 года. Кстати, трамвайное движение на обновленном мосту обещают сохранить.