Категории каталога
Каталог / Недвижимость / Актуальные проблемы жилья / Инвестор в центре города: что делать?

Инвестор в центре города: что делать?

Круглый стол с таким названием недавно организовал Росбалт в рамках собственного проекта "Строители и общество: диалог взаимных интересов".

Беседа началась с обсуждения принятого накануне в первом чтении закона "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" до 2015 года с перспективой до 2025 года. В сентябре, вернувшись с каникул, депутаты должны утвердить документ с некоторыми коррективами. Алексей Комлев, начальник Управления инвестиционных программ, лицензирования, экспертизы и приватизации памятников КГИОП, говорил и о новых правилах землепользования, без которых невозможно принять границы зон охраны.

Администрация города и представители бизнеса, подчеркивают в Росбалте, давно пытаются сформировать единую систему отношений по вопросам собственности, реставрации, реконструкции и сноса зданий в исторической части Петербурга. И новый закон стал более прозрачным в системе охранного зонирования: КГИОП разработал средовой подход, при котором ценность представляет каждая исторически сложившаяся застройка квартала, исключая "лакунизацию". Открытым остается вопрос о режимах внутри каждой зоны.

В связи с этим возникает не менее важная проблема – о категориях памятников и о наличии списка всех объектов культурного наследия. В настоящее время под охраной государства в городе находится 7783 объекта (около 10% от общего количества по стране). Только за последнее время было выявлено около 2100 памятников различного уровня. Периодически происходит ревизия этих выявленных объектов по их качеству. Списки федеральных памятников, по словам Алексея Комлева, утверждены, ближайшая ревизия будет касаться региональных списков. И КГИОП свою часть работы в этом отношении уже сделал. Судьба памятника имеет только два пути – остаться "под крылом" государства или перейти на содержание инвестора.

О правах инвестора рассказывала Елена Алексеева, начальник отдела инвестиций и экономического анализа КУГИ. В этой области действуют федеральные законы о приватизации (2001 года) и об объектах культурного наследия народов РФ, 63-я статья которого полностью блокирует всю сферу охраны памятников. Запрет на регистрацию прав государственной собственности на объекты культурного наследия приводит к проблемам финансирования реставрации – городской бюджет не может вкладывать средства не в свою собственность. В итоге приходится приостанавливать многие программы реставрации.

С другой стороны, не исключено привлечение инвесторов с использованием объекта – не на основе приватизации, а на приобретении права собственности. КУГИ имеет успешный опыт по долгосрочной аренде памятников при условии их реконструкции. При этом имеет смысл исключить некоторые объекты из государственного реестра (вывести из категории памятника) – эта мысль была озвучена на круглом столе неоднократно.

Среди объектов, переданных в ведение инвесторов, находятся дворец Кочубея на Конногвардейском, 7, дворец Михаила Михайловича на Адмиралтейской, 8, а также Мойка, 59, дворец Куракиных, Шереметьевский на Шпалерной, 18 и другие. На некоторых объектах (например, дворец Алексея Александровича на Английском 68) выявлены нарушения по реставрации. Решение о передаче принимается на городской комиссии по распоряжению объектами культурного наследия, здесь же определяется рыночная стоимость объекта и строительное решение (согласовывается с Комитетом по строительству).

Андрей Степаненко, директор ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга", говорил о "коллизии федеральных законов", касающихся категорий памятников. Многие из них непонятны и не определены четко, а в итоге дело доходит до Арбитражного суда, где оппонентом становится ГБР. "Трудными" объектами чаще являются вновь выявленные и региональные памятники, на которые претендуют инвесторы. В таком случае необходима качественная строительная и историко-культурная экспертиза, механизмы которой еще не отлажены. По мнению Веры Дементьевой, председателя КГИОП, историко-культурная экспертиза должна производиться за счет государства, а не за счет заинтересованного инвестора. С другой стороны, процедура эта дорогая и должна быть утверждена КГИОПом.

В списке продаваемых Фондом имущества зданий есть 34 объекта, попавших в охранные зоны. Договор по купле-продаже составляется по итогам аукциона. Положительный опыт есть в продаже земельных участков, если инвестор имеет право собственности на здание, находящееся на этом участке. Есть только одно и главное условие при продаже объектов – в течение 42 месяцев должна быть произведена реконструкция или снос. И город следит за выполнением условий на каждом объекте.

Свои недоумения по поводу законов высказали и представители бизнеса. Игорю Тупальскому, директору ООО "Ассоциация по сносу зданий", непонятен регламент перевода памятников из категории в категорию. Бывали случаи, по его словам, когда на территории купленного бизнесменом завода оказывается маленький памятник. Представители власти возразили, что с 1994 года больше ничего "неожиданно" не выявляется. Другой вопрос затронул тему дорогостоящей реконструкции: восстанавливать ли целиком здание или только его ценную часть (например фасад, как произошло с домом Абрикосова на Невском). Надо сделать так, чтобы инвестирование в такие объекты стало более привлекательным – настаивали представители бизнеса.

Привлекательность начинается с определенности – уровня значения памятника, его ценности, а также стоимости реконструкции и сноса, что часто остается неизвестным до последнего момента торгов. С другой стороны, нелепым представляется решение некоторых экспертов снести здание только потому, что его реконструкция слишком дорога. Снос же производится только в случае угрозы для жизни. Алексей Комлев ответствовал, что уже создаются правила для внесения этой ясности. Список объектов пока адресный, но в будущем каждый из которых будет иметь свое полное описание. В среднем в год КГИОП подготавливает около 50 таких паспортов, а специалистов не хватает. "Инвестор должен сразу видеть, на что он идет", – согласился Комлев с предпринимателями.

Вопрос о сносе зданий – также весьма острый. Если бы все разрешали снести, шутили за круглым столом, то давно бы раскупили все объекты. Многие бизнесмены готовы заплатить за здание в три раза дороже рыночной цены, если будет разрешен его снос. Но город на такие уступки не идет. Представители организации по сносу зданий ООО "Терминатор" рассказали о своем опыте. Некоторые работы, по их словам, невозможно провести без нарушения техники безопасности. Естественно, перед работами должен проводится мониторинг рядом стоящих зданий и обследование фундамента. К сожалению, в городе очень много ветхих или руинированных зданий. Причина кроется не столько в старости конструкций, сколько в нарушениях культуры строительства, а также большой нагрузке на здания в центре города, имеют место и несанкционированные реконструкции и ремонты. В результате таких пренебрежений может возникнуть саморазрушение здания, как, например, произошло на Стремянной, 15.

Диалог этот, очевидно, не закончится скоро. Но на поставленный вопрос "что делать?" ответы уже находятся, и город готов бороться за привлекательность своих объектов, а инвестор – за свои права на них.

Фото Ильи МАЕРШИНА, Сергея ГЛЕЗЕРОВА

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Камилла Нигматуллина

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru