Категории каталога

«Битва» за Чернышев мост

Так выглядел Чернышев мост 100 лет назадПроблема сохранения исторического облика старого Петербурга век назад стояла практически так же остро, как и сегодня. «Столица теряет свою физиономию, – сетовали ценители петербургской старины. – Город обезличивается».

Очередной акт борьбы за сохранение старого Петербурга развернулся осенью 1910 года вокруг Чернышева моста через Фонтанку (ныне мост Ломоносова). В вопросе о будущем моста сталкивались две точки зрения: одни рассматривали его как бесценную реликвию старины, другие оценивали мост исключительно с утилитарной точки зрения, настаивая не необходимости сооружения удобной и отвечающей современным требованиям переправы через Фонтанку.

Чернышев мост собирались перестроить еще с конца 1880-х годов, и камнем преткновения стала главная достопримечательность моста – его башни. Дело в том, что когда в 1780-х годах возводились гранитные набережные Фонтанки, ее берега были соединены семью каменными мостами с башнями, которые сооружались по одному типовому («образцовому») проекту. Пять из семи мостов были перестроены в XIX веке и утратили свои башни, только Чернышев и Старо-Калинкинский моста оставались башенными мостами через Фонтанку, уцелев в своей первозданности с XVIII века.

Поэтому петербургские ревнители старины очень серьезно отнеслись к реальной возможности потерять еще один башенный мост через Фонтанку. Несмотря на это, в итоге долгих архитектурно-инженерных споров, Чернышев был спроектирован в новом виде – без башен. Как только это произошло, городская управа оказалась «атакована» сразу с трех сторон.

Так выглядел разрушенный Египетский мостАкадемия художеств заявляла, что не допускает и мысли об изменении исторического облика моста. Техническо-строительный комитет МВД обратился к городским властям: «Крайне нежелательно, чтобы столица Империи вновь обезличилась уничтожением одного из характернейших памятников XVIII столетия. В уничтожении башен и изменении вида моста нет никакой надобности». Вмешалась также Императорская археологическая комиссия, которая заявила следующее: «Переустройство Чернышева моста, как художественного памятника старины, согласно действующим законам, не может быть допущено без разрешения комиссии, которой и должен быть представлен на утверждение проект предполагаемых работ».

Тройная художественно-техническо-археологическая «опека» привела в такое раздражение «обер-мостака» городской управы инженера Кривошеина, что он не без сарказма заметил: «Означенные три учреждения наиболее заинтересованы в сохранении Чернышева моста как памятника, а не как моста. Городское же присутствие заинтересовано в стремлении создать жителям удобное сообщение, чему существующий мост даже после реставрации удовлетворять не может. Не поставить же Чернышев мост с башнями под стеклянный колпак как археологическую редкость с предупреждением: «Ходьба на цыпочках»?».

Однако, пока шла долгая и упорная «башенная война», Чернышев мост, действительно, все больше ветшал. Многие горожане боялись, как бы его не постигла судьба другого старинного моста через Фонтанку – Египетского. Этот цепной висячий мост, построенный еще в 1826 году, как известно, рухнул в январе 1905 года, когда по нему проходил эскадрон конно-гвардейского полка.

«Чернышев мост, дожив до ХХ века, трещит по всем швам и, вероятно, не без трепета вспоминает о судьбе своего почтенного собрата - престарелого Египетского моста, бросившегося в один прекрасный день по старости лет в Фонтанку, - с иронией писал в октябре 1910 года обозреватель «Петербургской газеты». – Если проекты переустройства Чернышева моста будут и дальше путешествовать по опекунским инстанциям, то археологическая редкость XVIII века рискует с отчаяния покончить самоубийством, оставив на берегу записку: «Да здравствует археология и художественная красота!»».

В конце октября 1910 года столичная пресса с радостью сообщала, что предложение разрушить старый Чернышев мост и взамен него построить новый окончательно отвергнуто городскими властями. Большая заслуга в этом принадлежала лично гласному Городской думы Тарасову, который предостегал думу от «акта вандализма».

В 1911 году был решен вопрос с сохранностью моста: разводная деревянная средняя часть уступила место прочному перекрытию из металлических балок. Кроме того, были усилены опоры и своды моста. Правда, как оказалось, на этом вопрос с перестройкой моста не закрыт окончательно.

В январе 1913 года в печать просочилась информация, что реконструкция Чернышева моста по проекту инженера Пшеницкого должна начаться в «самое непродолжительное время». Согласно нему, мост предполагалось расширить, а старинные башни разобрать. К счастью, проект этот так и не был осуществлен. Чернышев мост сохранил свой старинный облик и по сей день служит украшением Петербурга.

За последние полвека на мосту несколько раз проводились ремонтные и реставрационные работы – в 1950-1952, 1967 и 1986 годах. Сегодня старинный узкий мост, продолжающий служить напряженной транспортной артерией, уже еле-еле справляется с автомобильными потоками современного Петербурга. Так что, не исключено, что вопрос о реконструкции моста может снова встать на повестку дня…

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Сергей Глезеров

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru