Миллионы квадратных метров нового жилья в Петербурге и тысячи лифтовых систем в старом фонде – достаточное основание для того, чтобы крупный завод вознамерился увеличивать мощности по производству лифтов. Такие намерения озвучил представитель КМЗ в гостинице «Англетер», где состоялся круглый стол на тему: «Перспективы развития лифтового хозяйства Санкт-Петербурга».
Карачаровский механический завод (КМЗ) – почти не знакомый бренд в нашем городе в отличие от Москвы, где реклама нового жилья сопровождается пометкой "оснащено лифтами КМЗ". В Питере принято ссылаться на фирму OTIS.
Тем не менее, КМЗ существует уже 60 лет, и в советское время обслуживал весь СССР, поставляя документацию для всех союзных заводов. Так что те лифты, которые уже десятки лет вопреки нормам и истекшим гарантиям функционируют в городе, так или иначе знакомы специалистам КМЗ, которые собираются модернизировать весь парк петербургских лифтов. Для этого необходимо заинтересовать город и предложить администрации комплексную программу по обновлению лифтового оборудования.
Было подсчитано, что реконструкция лифта в конечном итоге дешевле и быстрее полной его замены. По оценкам экспертов жилищного хозяйства, восстановления и модернизации требуют около 10 000 лифтов Санкт-Петербурга. Часть из них еще можно спасти, проведя комплексный ремонт, остальные восстановлению уже не подлежат. Не потому ли многие жители, а особенно гости города, предпочитают преодолевать подчас все 9 этажей самостоятельно, не доверяя опасному и устаревшему лифту. По личным наблюдениям большинство лифтов без автоматических дверей давно не функционирует в старом фонде. По данным КМЗ, 35% лифтов Петербурга уже выработали свой ресурс, около 6000 из общего числа служат уже более 30 лет, в то время как замена должна проводиться раз в 25 лет. Если политику города в отношении лифтового хозяйства в корне не поменять, считает генеральный директор ОАО КМЗ Павел Петров, и продолжать модернизировать по 300-400 лифтов в год, то через пять лет число устаревших лифтов увеличится до 60%.
В прошлом году город выделил 400 миллионов рублей на обновление городских лифтов, в 2006 – планируется увеличить эту сумму до 528 миллионов. Эти затраты необходимы для того, чтобы восстанавливать около 1000 машин в год. К 2013 году нужды города потребуют ремонта 2000 лифтов в год. Кроме ремонтируемых машин, городу потребуются тысячи новых кабин для активно возводимого жилья – причем не только высшего класса, но и экономичного. Именно в сегменте доступного и муниципального жилья собирается развернуться КМЗ, не сосредотачиваясь только на элитном жилье. Специально для этих целей разработана программа кредитования ТСЖ и ЖСК, предполагающая сотрудничество с местными филиалами банков. Коммерческая программа от КМЗ функционирует в виде рассрочки в Новосибирске. В ближайшее время компания намерена опробовать в Петербурге кредитование. Помимо коммерческого предложения, ОАО готово действовать и по бюджетным программам города.
Завод активно вступает в рыночные отношения, конкурируя с еще десятком фирм на петербургском рынке. Преимущество КМЗ заключается в собственных производительных мощностях. В планах компании – строительство нового завода на 10 000 лифтов в год. Помимо непосредственно производства, КМЗ монтирует лифты (не только свои), ремонтирует их, проводит диспетчеризацию. Предоставление комплексных услуг обычно снижает затраты финансов и времени. Если лифт вышел из строя, запасные части легко можно найти на близ расположенном складе, а не ждать их месяцами из-за рубежа. Если фирма, установившая лифт, сама его обслуживает, то гарантийный срок увеличивается с 3 до 5 лет. Поскольку лифты до сих пор производятся по советским ГОСТам, их запас прочности достаточно существенен.
Российские производители также сотрудничают с финскими и немецкими компаниями, поэтому к подъемной системе российского производства, КМЗ может поставлять в комплекте кабины и двери от Wittur или Cone. В прошлом году, по словам директора по зональным операциям завода Константина Морозова, компания смонтировала в Петербурге 100 лифтов. В принципе, филиал готов монтировать лифтовое оборудование со скоростью 50 единиц в месяц. Все сотрудники ОАО проходят обучение в Москве, при необходимости специалисты одного города могут быть переброшены в другой. Лифты экономного класса в среднем на 30% дешевле импортных, в коммерческом секторе цены на элитные лифты от КМЗ находятся в одной нише с конкурентами.
Пока что лифты от КМЗ способны взлетать не выше 45 этажа. В планах работать не только над "полетностью", но и, возможно, над особым петербургским стилем. По словам главных лиц КМЗ, город уже в курсе планов московского завода. Реакция администрации пока неизвестна.