Необычная экскурсия "Исчезающий Петербург" недавно была организована членами Городского совета по сохранению культурного наследия при губернаторе Санкт-Петербурга.
Нетрадиционный экскурсионный маршрут прошел по местам, связанным с исчезающими историческими памятниками. Беда в том, что исчезают они не сами собой. С одной стороны, исторические здания порой выводят из списка охраняемых объектов. Когда их перестает охранять город или государство, они быстро приходят в негодное состояние. Здание сносят, а на его месте строят современный комплекс, часто по стилю и размерам совершенно не вписывающийся в ансамбль исторического центра.
Другая сторона проблемы – строительство новых зданий вблизи исторических памятников, которое приводит к разрушению последних. Наконец, реконструкция памятников недопустима по закону, однако проводится. Как следствие – опять же разрушение зданий, изменение архитектурно-стилевого единства города, нарушение высотного регламента.
Об этом на примерах петербургского центра (площадь, ограниченная поймой Большой Невы) рассказывали Александр Марголис, генеральный директор Фонда спасения Петербурга-Ленинграда (Фонду исполнилось 15 лет), и Михаил Мильчик, член Федерального совета по сохранению культурного наследия России.
Петербург на распутье
Как рассказали журналистам, современные мегаполисы, выросшие из старых европейских городов, имеют три варианта своего архитектурного развития.
Один путь – московско-лондонский, то есть полное пренебрежение к прошлому. А также превращение бывших вертикалей и доминант в небольшие сооружения. Печально известен лондонский небоскреб "огурец", построенный эпатажным архитектором Фостером (который, кстати, и выиграл конкурс на реконструкцию Новой Голландии). Именно по такому пути пошла столица России. По мнению специалистов, старая Москва уже исчезла и назад дороги нет.
Второй путь – компромиссный, на котором можно допустить некоторые отклонения от общего архитектурного стиля города, но в целом сохранить основные параметры наследия, – это Париж. И третий, когда градостроителям удается сохранить почти все, а главное – среду и систему масштабных соотношений, это – Рим.
Петербург сделал несколько шагов по первой дороге, но еще есть время свернуть. Александр Марголис подчеркивает, что борьба идет не за сохранение отдельных домов и памятников (которых в городе немногим менее 8 тысяч), а за консервацию общей исторической среды петербургского центра. То есть соблюдение высотного регламента, архитектурной стилистики, масштабов и пропорций, а главное – правил технической безопасности при строительстве в непосредственной близости от памятников архитектуры.
Например, при расчистке площади у Московского вокзала в жертву был принесен дом номер 34 по Лиговскому проспекту. В результате строительства отеля "Невский палас" еще в 1980-е гг. обрушились дома на Невском, 55 и 59, а также на Стремянной, 15.
Опасные объекты
В ходе экскурсии были названы примерно десять "горячих" объектов, некоторые – осмотрены на месте. Так, вторая сцена Мариинского театра на Театральной площади вызывает у специалистов большие опасения. Во-первых, ради ее строительства были снесены исторические памятники – Литовский рынок (Кваренги, XVIII век) и ДК Первой Пятилетки. Во-вторых, сам проект в стилевом плане не только не вписывается в архитектурный ансамбль существующей площади, он будет доминировать в нем, и прежде всего – над старой Мариинкой. Наконец, нужно учитывать особенности неустойчивых и тяжелых петербургских грунтов, а также воздействие плывунов.
Подвергся критике и другой амбициозный проект – реконструкция Новой Голландии. Здесь также снесут исторические постройки, добавят к старинному ансамблю современные постройки и технологии (чего стоят Дворец фестивалей на несколько тысяч мест и подземный паркинг), изменят доминанты и масштабы. "И вот этот один из самых замечательных и загадочных поэтических уголков нашего города в самом центре исчезнет почти полностью, хотя физически некоторые здания будут сохранены ", – сокрушается Михаил Мильчик.
Опасная зона – кирха святой Анны на Кирочной, 8. Там не ведутся восстановительные работы уже несколько лет вследствие неразберихи с полномочиями. Здание вот-вот рухнет на близлежащие гимназии. Исчез городок Преображенского полка в районе улицы Радищева, теперь здесь появится элитный "Парадный квартал".
Специалистов беспокоит не только исчезновение исторического центра, но и сомнительная архитектура современных мастеров. Неприятие экспертов вызвали такие объекты, как здание финского консульства на Преображенской площади, стеклянный бизнес-центр на углу Казанской площади и Казанской улицы, отель "Ренессанс" на Почтамтской улице, 4, пентхауз на Манежной площади между двумя корпусами Росси, жилой комплекс на Шпалерной улице, 60 (который перекрывает перспективу на Смольный собор), отель "Северная пальмира" – Большой проспект П.С., 37 (бывшее здание знаменитой Введенской гимназии), крытый каток в Таврическом саду, элитный комплекс у Михайловского замка, пентхауз "Аврора" на Выборгской набережной, отель Kempinski во дворе Мойки, 22 рядом с Капеллой.
Кроме построенных объектов, так или иначе не гармонирующих с историческими зданиями центра города, существует ряд проектов, еще не воплощенных, но частично уже утвержденных. Это, например, проект небоскреба в 300 метров высотой, который собираются строить при впадении Большой Охты в Неву на Смоленской набережной, на месте Петрозавода. Это три больших реконструкции – Кировского стадиона на Крестовском острове и уже упомянутых Мариинки (кстати, недавно прошло совещание по надстройке мансарды на старом здании театра) и Новой Голландии. Амбициозный проект – воссоздание построек и элементов планировки, существовавших на территории в Летнего сада до наводнения 1777 г. Ни один из этих павильонов, в том числе Растрелли, не дошел до наших дней. При этом не существует абсолютно достоверных изображений, на которые можно было бы опереться.
Таким образом, нарушается главная стратегия сохранения культурного наследия – приоритет подлинности. "Воссоздание", по сути, станет созданием. Более того, уже утвержден проект "улучшения" решетки Летнего сада. Порой доходит до курьезов. Один состоятельный человек предложил построить колокольню Смольного собора по старым чертежам Растрелли, которой никогда на этом месте не существовало.
Специалисты уверены, что строить новые здания в центре города можно и нужно, но всегда необходимо расставлять приоритеты, а на первое место – уникальный ансамбль воды и камня 303-летнего города.