Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" стал одним из определяющих факторов развития строительной отрасли нашей страны. Основой нацпроекта является федеральная целевая программа "Жилище", от реализации которой напрямую зависит решение поставленных руководством страны задач.
Глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Сергей Круглик рассказал агентству "Интерфакс-Недвижимость" о результатах реализации целевой программы в 2006 году.
- Сергей Иванович, каковы предварительные результаты выполнения ФЦП "Жилище"?
- В бюджете-2006 были определены ключевые направления и точки, в наибольшей степени нуждавшиеся в финансовых вложениях. Такой ключевой точкой стало, например, обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. В бюджете впервые было предусмотрено выделение средств на госгарантии и субсидирование процентной ставки по кредитам для подготовки земельных участков под строительство.
- Росстрой предлагает внести изменения в подпрограмму, касающуюся развития инженерной инфраструктуры. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
- Действительно, сейчас у нас только два участника подпрограммы по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой – муниципалитеты и субъекты Российской Федерации. Мы уже не раз говорили, что в таком случае регионы создают имущество не для себя. Основным заемщиком должен быть муниципалитет. Но такие полномочия на сегодняшний день муниципалитетам просто не по карману, поскольку они все уже достаточно серьезно обременены другими долгами.
Я полагаю, что в ближайшее время будет принято решение, которое даст возможность коммунальным предприятиям выступать в качестве заемщиков. Однако хочу напомнить, что долговые обязательства коммунальных предприятий за 2006 год составляют 300 млрд рублей и еще увеличатся на 7-8% до конца года.
Сегодня экономическая система просто не готова принять новые механизмы. Пока мы не дойдем до решения о замене гарантий живыми деньгами под инфраструктуру, вероятнее всего, никакого положительного результата мы не получим. Но для решения этой задачи необходимы огромные средства.
- Сейчас часто обсуждается проблема выделения земельных участков под строительство. Какая часть участков предоставляется с помощью конкурсных механизмов?
- В первом полугодии 2006 года на аукционной основе под жилищное строительство было выделено более 4 тыс. участков. Часто говорят, что проведение такого аукциона сложно подготовить, однако этот миф развеивается. Такие регионы, как Хабаровский край, Тюменская и Челябинская области, а также многие другие, уже давно занимались подготовкой к аукционам, потому что понимали – это единственный способ разбить складывающуюся сейчас монополию на землю.
- Как сейчас контролируется градостроительная деятельность? Какие меры намерен принять Росстрой, чтобы навести порядок в этой сфере?
- Мы подготовили поправку в Градостроительный кодекс, предусматривающую, что контроль над соблюдением, развитием и формированием всего градостроительного направления в субъектах и муниципальных образованиях будет возложен на Росстрой.
Надеюсь, что уже в этом году она будет принята, и, таким образом, закон вернет нам контролирующие функции в этой сфере.
- Сколько должно стоить доступное жилье для граждан России?
- Когда мы говорим о доступном жилье, нужно понимать, что для разных категорий населения доступность жилья выглядит по-своему. Понятие "доступности" зависит от цены жилья, от ваших доходов и от того, в какой социальной нише вы находитесь.
Для тех, кто не может ни арендовать, ни купить при помощи заработанных денег, предусмотрено социальное жилье из расчета стоимости жилья и доходов населения в конкретном регионе. Для всех остальных – это выход на рынок с помощью ипотеки и других механизмов.
В 2004 году взять кредит могли 9% населения. Мы запланировали, что к 2010 году купить жилье с помощью ипотеки сможет уже 30% населения. Таким образом, жилье будет для них доступно.
Хочу отметить, что за первое полугодие 2006 года количество выданных кредитов увеличилось в шесть раз по отношению к аналогичному периоду 2005 года. Окончательные результаты будут известны в конце года, но, думаю, по сравнению с прошлым годом этот показатель вырастет как минимум в три раза.
- А какова будет к концу года, по вашим оценкам, средняя стоимость квадратного метра в России на первичном рынке?
- В среднем по России – около 18 тыс. рублей за кв. м. Не забывайте, что резкий рост цен происходил не в маленьких городах, а только в областных центрах, причем, чем больше город – тем больше рост.
- По каким параметрам будет анализироваться исполнение ФЦП «Жилище» и нацпроекта по жилью?
- Один из основных показателей нацпроекта – это ввод жилья. В 2006 году необходимо ввести 50,8 млн. кв. м. С учетом существующей динамики ввода жилья, можно с уверенностью предполагать, что к концу года целевой показатель нацпроекта будет достигнут.
По данным на ноябрь в России введено в строй 24,9 млн. кв. м, что на 12% больше, чем за соответствующий период прошлого года. 24 субъекта РФ ввели свыше 60% от своего годового уровня.
- Планируется ли вносить какие-либо изменения в ФЦП "Жилище" в 2007 году?
- Ход работы по ФЦП "Жилище" в 2006 году показал ряд определенных недостатков в механизмах ее реализации. Для того чтобы их устранить, Росстрой разработал и направил в Минрегионразвития проекты постановлений правительства. В частности, они предусматривают включение в число участников программы организаций ЖКХ и застройщиков.
Мы предлагаем предоставлять госгарантии российским кредитным организациям для привлечения средств на реализацию инвестиционных проектов, а также выделять регионам субсидии на их реализацию.
Кроме того, мы хотели бы обратить внимание на развитие частно-государственного партнерства в сфере комплексного освоения территорий с помощью отбора и реализации особо крупных экспериментальных инвестпроектов.
- Какие выводы можно сделать по итогам реализации нацпроекта в этом году? Какие достигнуты успехи? С какими трудностями столкнулись строители?
- Самое главное, что федеральная, региональная и местная власти поняли, что без совместной работы проблемы в строительном секторе не преодолеть. Ведь нам необходимо не просто построить определенное количество домов, нам нужно изменить всю систему. Не случайно мы внесли и еще будем вносить множество поправок в законодательство, изменили правила, по которым сегодня должна научиться жить вся страна – и в секторе градостроительства, и в секторе ЖКХ. Это сложнейшие вещи, которые еще только предстоит претворить в жизнь.
Этот год – всего лишь первый шаг. Реализация нацпроекта "Доступное жилье" – стайерская дистанция, рассчитанная на десятилетия, а не на годы.
Хороших регионов много: это Кемеровская, Ростовская, Волгоградская, Челябинская, Свердловская, Тюменская и Астраханская области, Хабаровский край, Чувашия. Начинает оживать Санкт-Петербург. Однако настораживает то, что инициаторами новых масштабных проектов становятся не местные органы власти, а представители предпринимательского сообщества. Все-таки созданием условий для бизнеса должны заниматься местные органы власти и субъекты РФ. Только тогда мы, наконец, дождемся и строительного бума, и снижения цен на жилье.
По материалам АЭИ «Прайм-ТАСС»