Одноцилиндровый мотор Hatz серии 1В
В более высоком литровом диапазоне (1-3,5 л) из отечественных моторов присутствует только продукция Владимирского моторо-тракторного завода (ВМТЗ):
3-цилиндровый турбонаддувный мотор Д-130Т-12 производства ВМТЗ
Перспективный челябинский дизель 4М 364
3-цилиндровый Perkins 403С-11 объемом 1,13 л
Perkins применяется на вилочных погрузчиках ТВЭКС. Hatz - на автобетоносмесителях Туймазинскго завода. Kubota -на дизель-генераторах ряда производителей. И это далеко не полный перечень.
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 4,0 - 6,5 Л
Диапазон 4 - 6,5 л представлен моторами двух отечественных изготовителей - Владимирского моторо-тракторного и Минского моторного заводов (ММЗ) (последний условно будем считать отечественным).
ВМТЗ выпускает три модификации 4-цилиндрового атмосферного двигателя Д-144 объемом 4,15 л мощностью 27 - 44 кВт. Существует турбированная версия Д-145Т в двух модификациях мощностью 42 - 55 кВт. Оба мотора имеют традиционное для владимирских моторов воздушное охлаждение.
"Четверки" от ВМТЗ имеют широкий круг потребителей не только в России. Их применяют: - Туймазинский завод автобетоновозов на автобетоносмесителях и стационарных бетононасосах, - Раскат - на дорожных катках, - Уралвагонзавод - на мини-погрузчиках, - Полтавский турбомеханический завод - на компрессорных станциях и сварочных агрегатах.
Д-144 можно увидеть на сварочных агрегатах первоуральского и екатеринбургского заводов, а также на электроагрегатах из Курска и Владимирской области.
Минский двигатель Д-243 получил очень широкое распространение на отечественной технике
Новинка Алтайского моторного завода - 6,15-литровый Д-340ТА
Представитель 1100 серии Perkins - 4,4-литровый 1104C-E44TA
Среднелитражный двигатель Deutz
Новое семейство турбированных дизелей водяного охлаждения имеет диапазон мощности 110 - 176,5 кВт. Безусловными преимуществами новинки являются компактные размеры и низкий удельный расход топлива, а также выполнение перспективных экологических требований стандарта Евро 3.
Cummins, Deutz, Perkins, John Deere - основные игроки на российском рынке, предлагающие производителям дорожно-строительной техники моторы диапазона 4 - 6,5 л.
У Deutz более 10 моделей двигателей объемом 4 - 6,47 л в 4-, 5- и 6-цилиндровом исполнении, часть из них с воздушным либо с жидкостным охлаждением. Мощность варьируется от 59 до 155 кВт. Основу модельного ряда двигателей Cummins в данном диапазоне составляют 4- и 6-цилиндровые двигатели серии "В". Perkins предлагает российским потребителям 4- и 6-цилиндровые моторы объемом 4,4 и 6 л, мощность которых составляет от 52 до 129,5 кВт.
Deutz нашел применение на автобетоносмесителях Каменского и Туймазинского заводов, а также на туймазинских бетононасосах, на катках Раскат и Саста, экскаваторах Кранэкс.
Perkins сотрудничает с Тверским экскаваторным заводом, поставляя ему 4,4-литровые двигатели серии 1100 для экскаваторов и вилочных погрузчиков.
Cummins поставляет моторы для бульдозеров и трубоукладчиков чебоксарского Промтрактора, погрузчиков и грейдеров орловского завода "Дормаш", грейдеров ЧСДМ и Брянского Арсенала, а также для техники еще ряда изготовителей.
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 7 - 10 Л
Диапазон 7-10 л в условной классификации, принятой в данной статье, из отечественных моторных заводов лишь отчасти покрывают Минский и Алтайский моторные заводы.
Первый выпускает 6-цилиндровые рядные дизели Д-260 объемом 7,12 л в атмосферном и турбированном исполнении мощностью 96 и 114 кВт. Второй - 4-цилиндровые рядные дизели объемом 7,43 л жидкостного охлаждения диапазоном мощности от 33,5 до 134 кВт. Алтайское семейство включает четыре базовые модели (А-41, Д440, Д-442, Д-447) более 30 модификаций. В данное семейство входят двигатели как в безнаддувном исполнении, так и оборудованные турбонаддувом.
Алтайский мотор Д-442 объемом 7,43 л
Д-260 разных модификаций поставляются на тверские экскаваторы, брянские асфальтоукладчики и автогрейдеры.
Круг потребителей алтайских моторов шире: А-41 - пневмоколесные краны, автогрейдеры, тракторы, буровые установки, насосные станции, дизель-генераторные установки; Д-440 - дизель-генераторы, катки, тракторы; Д-442 - фронтальные погрузчики, автогрейдеры, тракторы, компрессорные станции. Д-447 применяется на судах.
ЧТЗ-Уралтрак в арсенале перспективных разработок имеет 8-литровую рядную "четверку" с турбонаддувом мощностью 66,2 - 77,2 кВт. Остается ждать, когда современный двигатель встанет напроизводство и будет предложен производителям строительной и дорожной техники.
В рассматриваемом диапазоне на российский рынок поставляют двигатели Cummins, Deutz и John Deere.
Примером использования моторов Deutz объемом 7,14 л служат экскаваторы производства Кранэкс и Уралвагонзавода. Cummins также используется на ряде машин отечественного производства.
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 10 - 15 Л
В литровом диапазоне 10-15 л наиболее распространены моторы Ярославского и Алтайского моторных заводов. Подавляющее большинство тяжелой отечественной строительной и дорожной техники комплектуется ярославскими двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, а также алтайским А-01. Ярославцы выпускают порядка 20 модификаций 11,15-литровой V-образной "шестерки" ЯМЗ-236, применяемой на широчайшем спектре моделей колесной и гусеничной строительно-дорожной техники. Мощность моторов находится в диапазоне 112-186 кВт. Вторая базовая модель - 14,86-литровая V-образная "восьмерка" ЯМЗ-238 пользуется не меньшей популярностью у производителей техники и также насчитывает два десятка модификаций мощностью 134-246 кВт. Обе модели предлагаются как в атмосферной, так и наддувной версии. Современный вариант 8-цилиндрового двигателя - ЯМЗ-7511/ЯМЗ-7512 соответствует нормативам Евро 2 и имеет более высокую мощность - 268-298 кВт. Выполняется только с турбонаддувом.
В настоящее время Алтайский моторный завод продолжает выпуск модернизированной версии хорошо известного 6-цилиндрового рядного дизеля объемом 11,15 л А-01МКСИ. Простой по конструкции, долговечный и неприхотливый в эксплуатации мотор без газо-турбонаддува удовлетворяет требованиям многочисленных потребителей. В современном исполнении двигатель комплектуется индивидуальными головками цилиндров, прямой электростартерной системой запуска и генератором переменного тока мощностью 1 кВт.
Вообще семейство 6-цилиндровых рядных "шестерок" включает две базовые модели и около 20 модификаций. В данное семейство входят двигатели как в безнаддувном исполнении, так и оборудованные турбонаддувом, диапазон мощности которых составляет 70-175 кВт.
Все серийные дизельные двигатели характеризуются высокой степенью унификации узлов и деталей.
Многотопливный дизель Д-180
Самая мощная "восьмерка" Deutz, предлагаемая российским потребителям
Cummins серии QSC
Д-180, выпускаемый в настоящее время, соответствует нормам Евро 2 и способен работать на дизтопливе, на керосине и газовом конденсате.
Двигатели выпускаются в мощностном диапазоне 103-132 кВт. По желанию потребителя могут быть изготовлены моторы мощностью 60-157 кВт, как в турбированном, так и в атмосферном вариантах.
На перспективу конструкторы предприятия разработали замену Д-180. Новый 12-литровый 6-цилиндровый двигатель выполнен с рядным расположением цилиндров. !!! Главное достоинство мотора - меньшая почти на тонну масса по сравнению с Д-180 !!!
Из иностранных производителей 10-15-литровый диапазон покрывают Deutz, Cummins и John Deere.
Deutz предлагает несколько модификаций 6-цилиндровых моторов объемом 11,9 л, мощностью 240 - 330 кВт и 8-цилиндровых объемом 15,87 л, мощностью 400 - 440 кВт. "Восьмерки" Deutz нашли применение на карьерных самосвалах БелАЗ.
Cummins поставляет в Россию 8-цилиндровые двигатели серии "С", соответствующие экологическим стандартам TIER 1 и TIER 2.
С середины 90-х годов фирма внедряет новое поколение дизельных двигателей серии "Квантум" (серии QSB и QSC) с интегрированной системой электронного управления и диагностики. Надежность, долговечность, экономичность и экологичность дизельных двигателей этой серии почти вдвое превосходят те же показатели для двигателей предыдущего поколения. Моторы серии "Квантум" отвечают самым жестким экологическим требованиям TIER 3.
Двигатели наибольшего литража (15-20 и более литров) выпускаются Ярославским и Тутаевским моторными заводами, а также ЧТЗ-Уралтрак.
8481 - базовая модель Тутаевского моторного завода
Самые "маленькие" моторы рассматриваемого диапазона производят в Тутаеве. Предприятие выпускает более 20 модификаций 8-цилиндровых V-образных дизелей объемом 17,24 л базовых моделей 8481 и 8424 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
Благодаря широкому мощностному диапазону (257 - 367 кВт) они используются на тяжелой автомобильной, дорожной и специальной технике, сельскохозяйственных и промышленных тракторах, дизель-электростанциях, начато производство судовой модификации. Традиционными потребителями тутаевских дизелей являются БелАЗ, Киррвский завод, Минский, Брянский и Курганский заводы колесных тягачей. Более того, моторы нашли применение даже на зарубежной технике. При капремонте производится замена родных двигателей кранов Kato, бульдозеров и трубоукладчиков Caterpillar и Komatsu на тутаевские.
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ ОТ 20 Л
Ярославский 12-цилиндровый V-образный мотор ЯМЗ-850 имеет нешуточный объем 25,86 л и мощность 328 - 418 кВт. Такие силовые установки применяются на тяжелой строительной технике производства ОАО "Промтрактор".
Двигатели наибольшего объема выпускает ЧТЗ-Уралтрак. 38,88-литровые 12-цилиндровые моторы производятся предприятием для собственных нужд (тракторы 25 тягового класса).
Учитывая современную тенденцию в производстве отечественной строительной техники, когда потребитель предпочитает более производительные, надежные и экономичные зарубежные моторы, российским моторостроителям придется нелегко.
Оттягивание сроков запускав серийное производство новых моделей двигателей в еще большей степени будет способствовать распространению на российском рынке зарубежных моторов.
ЭКСКАВАТОР.РУ по данным МРМЗ