МК-1
Экскаваторы серии БТМ выпускались с 1957 года на протяжении более 20 лет
ЭР-2 предназначался для нужд газовой промышленности
Экскаватор ЭТР-201
В 1962 году ЭТУ-353 - основная модель Дмитровского завода заменяется на ЭТУ-354 (на фото)
ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался Дмитровским заводом
В 1963 году Дмитровский завод изготовил опытную партию роторных экскаваторов ЭТР-131 с прицепным рабочим органом к трактору Т-140. Машина предназначалась для работы в комплекте кабелеукладочной техники. В 1964 году экскаватор был усовершенствован, новая модель ЭТР-132 характеризовалась повышенной в 1,5 раза производительностью. ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался заводом. В 1962 году основная модель предприятия -цепной экскаватор ЭТУ-353 заменяется ЭТУ-354, у которого горизонтальные шнеки для рытья ступенчатых траншей заменены пильными ценными откосниками. С 1976 года завод перешел на выпуск гидравлического цепного траншейного экскаватора ЭТЦ-252 на базе трелевочного трактора ТТ-4, имеющего более высокую (в 1,8 раза) производительность.
Гидравлический экскаватор ЭТЦ-252 на базе трелевочного трактора ТТ-4
Армейский экскаватор ТМК-2 на шасси колесного тягача КЗКТ-538
Дальнейшее развитие траншейные экскаваторы нашли в моделях ЭТЦ-252А и ЭТР-134, также базирующихся на тракторе ТТ-4. В 1982 году начато производство экскаватора-кюветокопателя ЭТЦ-151, в значительной степени унифицированного с машиной ЭТЦ-252А. Армия в 70-80-х годах также получает новые модели роторных траншейных экскаваторов. С 1975 года выпускается машина ТМК на шасси колесного тягача КЗКТ-538 (ИТК), после модернизации получившая обозначение ТМК-2. В 1978 году появляется еще один армейский экскаватор БТМ-4, созданный на базе гусеничного транспортера. Высокие темпы развития нефтяной и газовой промышленности требовали выполнения больших объемов земляных работ. Создание новых моделей траншейных экскаваторов шло по пути повышения их мощности и производительности. Московский экспериментально-механический завод в 1962 году создает роторный экскаватор ЭР-10 с глубиной копания 2,5 м. В этот же период начинается производство еще более мощной машины с дизель-электрическим приводом - ЭТР-301, способной разрабатывать траншеи глубиной 3 м. В конце 60-х годов осваивается еще одна модель дизель-электрического экскаватора - ЭТР-231, отрывающего траншеи сечением 2,3x1,7 м. В первой половине 70-х годов Брянский завод ирригационных машин в содружестве с МЭМЗ приступил к производству роторного траншейного экскаватора ЭТР-204 на базе нового осваиваемого промышленностью трактора Т-130. Эта машина заменила в производстве экскаватор ЭР-7АМ. Модификацией экскаватора ЭТР-204 являлся ЭТР-223, в значительной степени с ним унифицированный. В середине 70-х годов МЭМЗ освоил еще одну модификацию на базе ЭТР-204-ЭТР-224. 70-е годы
Экскаватор-дреноукладчик Д-659Б Брянского завода дорожных машин
Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-406 пришел на смену Д-659Б 1978 году
ЭТР-253А олицетворял мощь советского экскаваторостроения
На начало 70-х годов приходится создание поистине исполинского роторного экскаватора ЭТР-253, базирующегося на дизель-электрическом тракторе ДЭТ-250. 60-тонный агрегат с высокой производительностью разрабатывал траншеи глубиной 2,5 м и шириной 2,1 м по дну и 3,2 м по верху. Опытный образец изготовил МЭМЗ, а серийное производство модернизированной модели ЭТР-253А в 1972 году освоил Брянский завод дорожных машин. Еще одна модель роторного траншейного экскаватора - ЭТР-254, созданная на базе узлов и агрегатов тракторов Кировец К-701 и Т-130, выпускалась с конца 70-х годов на МЭМЗ. Она олицетворяла, наряду с ЭТР-231 и ЭТР-253А, мощь советского экскаваторостроения. Аналогов этим машинам в мире не было. Расширялась номенклатура экскаваторов для мелиоративного строительства. В середине 70-х годов Брянский завод дорожных машин начал выпуск нового мелиоративного шнекороторного экскаватора ЭТР-206, унифицированного с траншейным экскаватором ЭТР-204. В это же время выпускается роторный траншейный экскаватор ЭТР-201Б, применяемый в комплекте машин для облицовки монолитным бетоном каналов глубиной до 1 м. Брянский завод дорожных машин в 1978 году перешел на выпуск экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-406, сменившего Д-659Б. В 1977 году на Харьковском экскаваторном заводе освоено производство траншейного экскаватора ЭТЦ-208 на тракторе Т-130Г-1 для устройства дренажа в зимнее время в мерзлом грунте. В свою очередь, на Таллиннском экскаваторном заводе на базе этого экскаватора создан экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-206. В конце 70-х - начале 80-х годов в Таллинне начинается выпуск унифицированного семейства цепных экскаваторов ЭТЦ-208 на базе все того же трактора Т-130Г-1, а на базе трактора МТЗ-82 изготовляется новая модель цепного экскаватора ЭТЦ-165. В 60-80-е годы производством мелиоративных экскаваторов также занимался Мозырский завод мелиоративных машин. Сегодня Конечно, в короткой журнальной статье невозможно отразить всю историю развития отечественной отрасли траншейных экскаваторов. За полувековой промежуток времени - с 30-х по 80-е годы - в СССР было создано и серийно выпускалось более 100 моделей и модификаций траншейных экскаваторов. Немало машин несло на борту почетный пятиугольник - Государственный знак качества, а также экспортировалось в десятки стран мира. Сейчас выпуск траншейных экскаваторов сократился более чем в 10 раз. Общее количество изготовителей уменьшилось несильно, однако ряд крупных специализированных предприятий свернули производство траншейников, а некоторые и вовсе прекратили свое существование. Сильно изменилась и структура выпуска. Большинство производят навесные цепные агрегаты, устанавливаемые на базовые колесные и гусеничные тракторы. В числе этих предприятий Дмитровский экскаваторный завод, Копейский машиностроительный завод, Михневский ремонтно-механический завод, Орелстроймаш, Амкодор. Единственным отечественным предприятием, сохранившим производство специализированных траншейных экскаваторов на оригинальном шасси, является завод "Ирмаш.
ЭКСКАВАТОР.РУ по данным журнал "Строительная Техника и Технологии"