Вопрос о возведении новых сооружений в историческом центре Петербурга в последние годы приобрел небывалую остроту. Многие представители общественности бьют тревогу: никакое пресловутое «развитие города» не оправдывает тех жертв, которые приносятся ради него.
Спору нет, северной столице нужна современная инфраструктура, но город – это не только система транспортных артерий, но и сложившееся культурно-историческое наследие. Не просто скопление отдельных зданий, но и система панорам и видовых точек, своеобразное художественное единство.
Кандидат искусствоведения, преподаватель Европейского университета Вадим Басс попытался проанализировать нынешние баталии с «академической» точки зрения. Отбросив эмоции в сторону, понять, почему же так чужеродно выглядит современная архитектура в облике старого Петербурга.
О вреде подражания
Одним из ключевых понятий Вадим Басс назвал «контекст», то есть, проще говоря, то окружение, в котором вырастает новая постройка. И вот какая получается закономерность: в тех случаях, где архитекторы не подражают «контексту», они оказываются весьма продуктивны. Если же зодчий ориентируется на какой-либо образец, пытается подстроиться под него, то «копия» обычно проигрывает «оригиналу».
Одна из главных причин подобного явления в том, что «подражательные» постройки создаются архитекторами, выросшими на другом отношении к форме и деталям, нежели это было век назад. Ведь архитектура эпохи модерна – последняя, создававшаяся доиндустриальными методами, то есть с точки зрения «логики ее созидания» она ничем не отличалась от зодчества XVIII – XIX веков.
А если копнуть, что называется, глубже, то прослеживается такая мысль: начиная с петровских времен наш город заимствовал архитектурные стили, как бы повторяя облик европейских городов. Надо ли сегодня копировать заимствования прошлых веков? Уж лучше качественная современная архитектура, чем простое подражание.
Уважайте городскую среду!
Среди самых отрицательных примеров последних лет Вадим Басс назвал «Регент-Холл» на Владимирской площади. Заметим, редко какое здание вызывает столь однозначные негативные суждения в обществе. «Этой постройкой старый Петербург закончился, – считает Вадим Басс. – Она нарушает композиционный принцип устройства градостроительной среды. Ведь Петербург исторически – фасадный город, то есть городское пространство создается линиями зданий. Здесь же получается наслоение одного плана на другой, подобно некой террасе. Такой принцип допустим в других городах, например, в Москве, где совершенно иной ландшафт. Здание «Регент-Холла» явно создано людьми, имеющими представление об истории архитектуры, но в целом оно убивает городскую среду».
Еще один печальный пример – нагромождение высотных построек возле отеля «Санкт-Петербург», которое радикально меняет общую логику города. Ведь главная особенность петербургской архитектуры – горизонтальность, при которой отдельные здания являются высотными доминантами. Однако сочетание горизонтальной линии и вертикальных всплесков – это одно, а появление в одном и том же месте скопления вертикальной массы – совсем другое.
Учиться – не на своих ошибках
Вадим Басс обратил также внимание на то, что те попытки внедрения в сложившуюся среду, которую можно наблюдать сегодня, совершенно различны с точки зрения архитектурного качества. А осуществленные проекты делятся на те, что остаются в одиночестве, и те, которые начинают повторяться. Именно такое тиражирование произошло на маленьком пространстве возле отеля «Санкт-Петербург». Что уж тут говорить о предлагаемых небоскребах! Если только появится газпромовская «кукурузина», то нет никакой уверенности, что назавтра подобными башнями не будет застроен весь город…
Очень многие явления в Петербурге, с которыми мы сегодня сталкиваемся, в Европе уже происходили. К примеру, парижский район небоскребов «Дефанс» считается удачным примером вывода современной архитектуры за пределы города, а строительство в Лондоне рассматривается как образец неаккуратного отношения к городской среде. Одним словом, есть примеры и позитивные, и негативные, но они есть, и на них можно учиться.
Кстати: Классический пример неудачного подражания: здание дирекции хоккейного чемпионата на Моховой улице заметно уступает своему соседу – простому жилому дому начала ХХ века.