Категории каталога
Каталог / Недвижимость / Тендеции. Аналитика. Прогнозы / Респектабельному ритейлу нужен чистый рынокя

Респектабельному ритейлу нужен чистый рынокя

Александр Ивантер
25 октября 2006

ОСАО "Ингосстрах" работает на внутреннем и международном рынках с 1947 года. По итогам первого полугодия 2006 года совокупные активы компании составили 41,7 млрд. рублей (2-е место в России после "Росгосстраха"), собственный капитал 6,9 млрд. рублей (4-е место в стране), страховые резервы 32,8 млрд рублей. Балансовая прибыль по итогам первого полугодия 2006 г. 768,9 млн. рублей. Компания располагает сетью из 87 филиалов и 564 точек продаж на территории России. Численность сотрудников — 3445 человек.

С конца 2001 года контроль над группой "Ингосстрах" перешел к холдингу "Базовый элемент". Главе "Базэла" Олегу Дерипаске лично принадлежит 10% акций ОСАО "Ингосстрах". В финансовый дивизион "Базэла" входит помимо "Ингосстраха" АКБ "Союз".

ОСАО "Ингосстрах" является ядром международной страховой группы "Инго", в которую входят страховые общества, а также компании, оказывающие вспомогательные услуги, управление контрольными пакетами которых осуществляет "Ингосстрах". Крупнейшими зарубежными компаниями группы, работающими на рынке перестрахования, являются "ИнгоНорд" (Финляндия), "Гарант" (Австрия) и "Софаг" (Германия). В странах СНГ группа имеет дочерние компании в Киргизии, Армении, Белоруссии и на Украине.
 

"Ингосстрах" — второй в стране по размеру совокупных активов страховщик, один из наиболее динамично развивающихся. Причем речь идет не только о формальной динамике показателей развития бизнеса "Ингосстраха", но и о начинке этого бизнеса. До недавних пор "Ингосстрах" считался компанией, ориентированной преимущественно на обслуживание юридических лиц. Особенно сильны были и остаются позиции компании в страховании сложных видов риска, где "Ингосстрах" традиционно в числе лидеров.

Так, на рынке страхования ответственности судовладельцев "Ингосстрах" держит 75% рынка, в сегменте каско судов — 55%, в страховании авиационных и космических рисков — более трети рынка. Однако в последние два года вставший у руля компании опытный банкир Александр Григорьев поставил задачу вывести страхование "физиков" в компании на достойный уровень.

Так, поставлена задача в сжатые сроки утроить объемы страхования недвижимости физических лиц с тем, чтобы рыночная доля компании в этой сфере достигла 6-9%. Однако "Ингосстрах" принципиально не страхует ветхие и маленькие частные дома. "Дачный "шанхай" мы не страхуем", — эти слова Григорьева очень точно характеризуют фокус услуг "Ингосстраха" не только в сегменте страхования имущества, но и в ритейловом бизнесе в целом. А именно: ориентацию на потребителя что называется "с претензиями", готового платить чуть или даже заметно выше рынка за действительно качественные услуги.

Такая политика прослеживается и на рынке автострахования, где "Ингосстрах" держит 6% рынка ОСАГО (третий результат на рынке; нишевый игрок с ориентацией на аппер-миддл класс: доминирующая вилка цены страхуемых автомобилей — 23-26 тыс. долларов) и 18% рынка автокаско (номер один на рынке; тарифы на страхование подержаных иномарок и российских машин в полтора-два раза выше, чем в других компаниях, зато гарантированное качество урегулирования убытков и ряд VIP-услуг, в частности выезд аварийного комиссара на место ДТП).

Здоровые амбиции
Четырнадцать из своих сорока трех лет Григорьев проработал в банках. В 90-е годы он бессменно возглавлял не покидавший тридцатку крупнейших Межкомбанк. После того, как в угоду МВФ Межком был рукотворно прикончен ЦБ, Григорьев успел порулить еще двумя успешными пионерными банковскими проектами. Он стоял у истоков банка "Русский стандарт", нынешнего бесспорного лидера экспресс-кредитования. Затем отлаживал машинку ипотечного кредитования в Дельтабанке. Вскоре после продажи последнего финансовому дивизиону американского концерна General Electric в 2004 году Григорьев покидает Дельтабанк, и весной 2005-го принимает предложение хозяев "Базэла" возглавить "Ингосстрах".

Почему банкир до мозга костей решил сменить профиль деятельности? Ведь проблем с поиском отличной позиции в банковской сфере с его послужным списком и безупречной репутацией не возникло бы. Рискнем предположить — дело в амбициях. Никем, кроме номера один, он быть не хотел, да и не привык. Стать менеджером номер в одной из крупнейшей в стране страховой компании — это действительно круто. Тем более, что новые акционеры "Ингосстраха" Олег Дерипаска и Александр Мамут — люди не менее амбициозные. Они поставили перед Григорьевым очень серьезные задачи: а именно добиться лидерства во всех важнейших сегментах страхового рынка, более того — добиться прибыльности всех бизнес-направлений. Пока эти задачи "Ингосстрах" успешно решает. Все российские и зарубежные компании группы "Ингосстрах" работают в плюс. Уровень рентабельности группы в целом выше среднего по рынку. В прошлом году ОСАО "Ингосстрах" заработала почти миллиард рублей чистой прибыли, а в целом по группе — миллиард двести миллионов рублей, то есть более 45 млн долларов. Когда Григорьев принял компанию, она собирала 750 млн долларов страховых взносов в год. В прошлом году сборы вплотную подошли к отметке 1 млрд долларов, а по итогам нынешнего года превысят 1,2 млрд долларов по ОСАО "Ингосстрах" и 1,3-1,4 млрд. долларов в целом по группе.

 
Расчетная капитализация "Ингосстраха", по данным самой компании, достигла 1,4 млрд долларов. Рыночные аналитики считают эту оценку завышенной, однако не сомневаются, что нынешние темпы развития бизнеса "Ингосстраха" позволят достичь миллиардной капитализации в случае выхода на IPO в 2008 году. Григорьев не устает отбиваться от журналистов, заявляя что решение о выходе на IPO акционерами компании пока не принято (тем более, что острой потребности в капитале у компании нет — собственные средства превышают 300 млн долларов), "тем не менее техническая готовность к проведению первичного размещения у "Ингосстраха" есть".

Силу бренда (сама марка оценена компанией "Интербренд" в 163 млн долларов) обеспечивают уникальные специалисты компании, обладающие эксклюзивной компетенцией и опытом работы со сложными, специфическими рисками. Плюс безупречная 60-летняя история деятельности компании на международном рынке, по достоинству оцененная рейтингом BB+ агентства Standard&Poor's — наивысшим среди российских страховщиков. В 2006 году "Ингосстраху" удалось снизить стоимость международной перестраховочной защиты на 23%.

Санитар леса
 "Российский банковский рынок за полтора десятка лет своего существования пережил уже несколько кризисов, а страховой рынок — ни одного. Страховому сообществу в целом не хватает опыта кризисного менеджмента, риск-менеджмента, а также опыта учета расходов в жестких финансовых условиях", — рассуждает Григорьев. Отсюда демпинговые тарифы многих компаний, питаемые явно заниженной оценкой вероятных рисков и извечным стремлением расширить свою рыночную долю, не сильно заботясь о долгосрочной устойчивости бизнеса: "В отличие от банков, которые торгуют деньгами, страховые компании торгуют опционами на риск, поэтому не могут точно просчитать будущий поток ликвидности. В этой ситуации возникает соблазн демпинга в расчете на приток новых клиентов".

Григорьев выступает за решительное ужесточение страхового надзора: "веревками, цепями, кандалами надо тащить страховщиков в цивилизованный рынок". Важнейшие составляющие нормального надзора, по его мнению, это борьба с налогооптимизирующими схемами, а также контроль за адекватностью капитала и резервов страховых компаний. На обеих направлениях прогресс уже имеется. Согласно расчетам аналитиков "Эксперт РА", борьба Федеральной службы страхового надзора (ФССН) со "схемами" привела к снижению их доли в общем объеме собранных премий за один только прошлый год с половины до трети. Кроме того, два недавних приказа ФССН резко ужесточили порядок формирования резервов и капитала страховых компаний. "За эти революционные инструкции Ломакину-Румянцеву (главе ФССН — "Эксперт") памятник надо ставить!" — не скупится на эмоции Александр Григорьев. Восторг главы "Ингосстраха" понятен. На существенно прореженном, очищенном от "схем" поле — а Григорьев уверен, что через полтора года на рынке останется не более трехсот из нынешней тысячи с небольшим компаний — конкурентные позиции правильного, дорогого "Ингосстраха" значительно возрастут. "Страховой рынок должен пережить кризис очищения, — в интонации Григорьева слышится легкое злорадство банкира, прошедшего огонь, воду и медные трубы. — Не думаю, что он будет системным; он должен будет купироваться методами коллективных гарантий".

Единственные конкуренты, которых Григорьев всерьез опасается — это иностранцы. Он считает, что через десять лет они будут контролировать как минимум половину российского розничного страхового рынка. Именно поэтому на переговорах по вступлению России в ВТО очень важно добиться выгодных нам условий доступа иностранных компаний на рынок.

Принципиальный момент — не пускать в Россию филиалы иностранных страховщиков. В отличие от банковских филиалов, практически невозможно обеспечить надлежащий надзор за ними и их реальными собственниками, а также контроль за размещением резервов внутри, а не вне страны. "В противном случае мы получим большую "форточку" по выводу капитала из страны, — предупреждает Григорьев. — Плюс потенциальную незащищенность потребителей страховых услуг. Как вы себе представляете бабушку из Тамбова, судящуюся в Лондоне?"

По уровню совокупной страховой премии — сегодня это 2,3% ВВП или чуть более 120 долларов на душу населения — мы серьезно отстаем не только от мировых лидеров, но даже от стран с близким уровнем душевого дохода. Потенциал развития российского рынка страхования огромен. Важно, чтобы "сливки" с процесса его взросления снимали наши, а не зарубежные компании.

первоисточник

Материал предоставлен: Недвижимость для всех www.appartment.ru

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru