|
Во все времена архитекторы при проектировании зданий придавали большоезначение окнам и уделяли созданию их разработке особое внимание.
Размещение окон на поверхности стен, их ритм, размеры проемов, формаперемычек и переплеты всегда оставались важными задачами архитектора впроцессе проектирования. Так создавались фасады, которые благодаряобщему гармоничному впечатлению отражали вкус времени, а в нашихсегодняшних понятиях представляют определенный стиль. Кроме сильноговлияния на облик здания, окна решающим образом воздействуют на качествоинтерьера и комфортность жилья.
Каждый стиль, в том числе в строительстве, является продуктом своеговремени, но в то же время он развивается на основе опыта прошлого.Строительное искусство, как никакое другое, связано с конструкциями,функциями и назначением здания или сооружения. Стили, связанные сопределенной эпохой, следует рассматривать в контексте общегоисторического процесса. Именно поэтому любое развитие связано с прошлым,в развитии воплощены прежние представления о форме и современныепредставления о содержании.
Для "барокко" (ХVIII - первая четверть ХIХ века) типично использованиепышных декоративных форм. Соответственно богатым было разнообразиегеометрических форм окон: арочные, круглые, эллипсовидные и т.д. С цельюширокого открывания окон стали применяться распашные (штульповые)конструкции. Окна имели мелкие членения, что было связано сневозможностью производить большие стекла. Типичное окно в стиле барокко- большое, многократно разделенное переплетами разной толщины иконструкции (дерево, свинец). Первоначально использовалось одинарноеостекление, а на зиму в проемы вставлялись вторые рамы.
"Классицизм" (примерно до 1870 г) характеризуется изысканными формами.Особым отличительным признаком оштукатуренных фасадов становятсякрестообразные окна с большой нижней и маленькой верхней паройпереплетов. Горизонтальная перекладина выполнялась как средних (импост),а вертикальная, чаще всего, как притворная планка (штульп). Применялисьокна с горбыльками на нижних створках или без них. Типичными дляклассицизма являются также изогнутые оконные перемычки со стрелойподъема 1/ 7 ширины окна. В период классицизма был развит именно тотвариант окон с раздельными переплетами, который стал доминирующим напротяжении последующих почти ста лет.
В стиле "эклектика" строят после 1872 г. и до начала 20-го столетия.Окна остаются вертикально удлиненными, однако верхняя фрамуга почтивсегда выполняется в виде цельного стекла, не разделенного переплетом.Окно, таким образом, приобретает Т-образный переплет с горизонтальнымсредником и с вертикальным штульпом в нижней части. Окна такого рисункаявляются преобладающими в архитектуре, например, центраСанкт-Петербурга, поскольку именно на время господства этого стиляприходится период бурного строительства города. Широко распространенытакие окна и в Москве. Вариантом этого рисунка переплета являются окна сфорточкой, лежащей под средником, и тогда окно получает еще одингоризонтальный, более тонкий переплет. Для эклектики характерно такжекопирование форм окон иных, прошедших исторических стилей.
Начиная с 1900 года, фасады многих жилых домов начинает определять стиль"модерн". Особым признаком нового стиля в рисунке как окон, так ибалконных дверей, стало использование фрамуг с мелкой разбивкойгорбыльками, в то время как нижние створки имели большую, неразделеннуюплощадь стекол. Большое распространение получают трехстворчатые окна сосредниками, с широкой средней поворотной створкой и с узкими, какправило, глухими, боковыми. В стиле "модерн" именно окна стали элементомархитектуры, который являлся во многом выражением философииисторического времени: огромное разнообразие форм окон на одном фасадевыражало стремление к свободе, было символом современности ираскрепощенности духа. Часто бывает так, что на одном фасаде нет двуходинаковых окон!
Отражением местных традиций являлись региональные стили. К примеру, вдвух городах, в Петербурге и в Хельсинки, получил в начале нашего векараспространение "северный модерн". Одной из характерных черт этогостиля, по которой его можно безошибочно определить, это окна с верхнейчастью трапециевидной формы, мелко расчлененной горбыльками.
Примерно с 1910 г. в строительстве появляется "функционализм" (этонаправление стиля называют также "модернизмом"). В этом стиле, в первуюочередь, принималась во внимание функция здания. Функциональноеназначение проявлялось в устройстве несимметричных окон с большой ималенькой створками, в дальнейшем - ленточного остекления и остекленныхповерхностей большой площади. Как один из архитектурных стилейфункционализм распространен до настоящего времени. Лишь в последние двадесятилетия заметно стремление в проектировании и в производстве оконснова в, большей степени, исходить из эстетических качеств. Такназываемый "постмодернизм" и разнообразные последующие современные стилиявляются отказом от принципов функционализма.
Современное развитие индустрии пластиковых профилей таково, чтоархитектурные возможности ПВХ окон просто удивительны. Оконная система КБЕ создает все предпосылки для успешной работыархитекторов и создания выразительного облика фасадов. С помощью оконнойсистемы КБЕ возможно как воспроизведение практически любогоархитектурного стиля, от барокко до конструктивизма, так и созданиезданий с самой современной архитектурой.
|