Категории каталога
Каталог / Мобильные телефоны / Сети, операторы связи / "Одноразовые" абоненты никому не нужны

"Одноразовые" абоненты никому не нужны

"Одноразовые" абоненты никому не нужныРоссийские сотовые операторы уже не любят «легких» непостоянных абонентов. Если верить данным сотовых компаний, уровень проникновения мобильной связи в России в сентябре этого года достиг уже 77%, а значит, неуклонно приближается к насыщению.Впрочем, по разным экспертным оценкам, количество активных SIM-карт и число пользователей сотовой связи в России заметно различается – аналитики полагают, что реальный уровень проникновения сотовой связи в стране не превышает 50-55%. Тем не менее, судя по опыту западных стран, операторы вынуждены будут в итоге искать новые, зачастую оригинальные способы увеличения доходов. Так, например, на этой неделе американская компания Hop-on объявила о начале широкой продажи одноразовых мобильных телефонов с 60 минутами разговоров. В соседней Эстонии, например, очень популярна продажа SIM-карт «на выговор». Российские «сотовики», в отличие от западных «коллег», сейчас делают ставку не на прирост абонентской базы, откровенно говоря о своей нелюбви к «одноразовым» абонентам, а на удержание постоянных клиентов. Иными словами, девизом отечественных операторов становится «качество, а не количество».

По оценкам аналитической компании iKS-Consulting, доходы от услуг сотовой связи в первом полугодии 2005 г. в России составили 4,68 млрд долл., продемонстрировав 42%-ный рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Доля операторов «Большой тройки» в общих доходах сегмента сотовой связи России в январе – июне этого года составила 87%, в том числе доля МТС – 37%, «ВымпелКома» – 28%, а «МегаФона» – 22%. По данным AC&M Consulting, в России в сентябре 2005 г. насчитывалось 111,7 млн активных SIM-карт. Таким образом, проникновение сотовой связи (по SIM-картам) в сентябре достигло 77% (рост на 3% с августа 2005 г.).

Эксперты полагают, что российский сотовый рынок неизбежно будет приближаться к уровню почти 100%-ного насыщения, когда сотовым телефоном будет пользоваться практически каждый житель страны. Уже сегодня для российских операторов мобильной связи становится актуальным вопрос: что важнее с точки зрения увеличения доходов и развития сетей – наращивание качества абонентской базы или численное ее увеличение? На рынках западноевропейских стран, где уровень проникновения существенно выше, операторы продолжают активно расширять абонентские базы. В частности, например, в Эстонии сотовики продают свои SIM-карты в каждом почтовом киоске, магазине, аптеке и т. д. фактически «на выговор». Как правило, абонент выговаривает счет и выбрасывает SIM-карту в мусорную корзину. В США пошли еще дальше: на днях американская компания Hop-on объявила о начале широкой продажи одноразовых мобильных телефонов стандарта CDMA. Одноразовый мобильник стоит 40 долл., причем в эту сумму уже входит 60 минут разговора. Когда отведенное время заканчивается, телефон можно выбросить или купить дополнительные минуты.

У представителей российских сотовых компаний подобные инициативы западных коллег бурного восторга не вызывают. «Основная задача, которая стоит сейчас перед «Билайном» – повышать лояльность абонентов к оператору, удерживать существующих клиентов, – сказала RBC daily пресс-секретарь «ВымпелКома» Юлия Остроухова. – Вся наша маркетинговая политика и недавно проведенный ребрендинг направлены именно на это. Наращивание абонентской базы в данный момент не столь актуально, поскольку потенциал бурного роста численности абонентов будет практически исчерпан где-то во втором квартале 2006 года». По ее словам, «Билайн» не гонится за «одноразовыми» абонентами, покупающими SIM-карты «на выговор» или подключающимися во время маркетинговых акций. «Это самые некачественные абоненты, которые нам, по большому счету, не нужны», – сказала г-жа Остроухова. Судя по последним изменениям в маркетинговой политике лидера рынка – «Мобильных ТелеСистем» (МТС), оператор также задумался о повышении лояльности своих абонентов к компании. В пресс-службе МТС RBC daily подтвердили, что в последние месяцы компания делает «упор на качество» абонентской базы.

Советник гендиректора ЗАО «Соник Дуо» («МегаФон-Москва») Роман Проколов также считает, что с точки зрения бизнес-показателей оператора качественная абонентская база гораздо важнее. «Опыт показал, что когда во время маркетинговых акций к оператору подключается много абонентов, которые впоследствии перестают пользоваться услугами компании, средний ежемесячный доход от абонента (ARPU) заметно снижается». Эксперты учитывают еще один важный критерий качественности абонентской базы: число «приверженных» абонентов (очень лояльных, прочно привязанных к своей сети). По данным агентства TNS, в сентябре 2005 г. у «ВымпелКома» было 27% «приверженных» абонентов, у МТС – 24%, у «МегаФона» – 11%.

Между тем продавцы сотовых телефонов полагают, что когда в России на первый план выйдет рынок покупок новых телефонов на замену старым, покупатели найдутся даже для самых экстравагантных моделей. Поэтому вполне возможно, что идеи западных производителей и операторов найдут применение и в России. «Процедура подключения к оператору все больше упрощается, и вполне вероятно, что в скором времени SIM-карты можно будет купить в любом газетном киоске, без заполнения анкет и подписания контрактов, – сказала RBC daily руководитель службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS Татьяна Москалева. – Единственное препятствие пока – законодательная база, регламентирующая порядок предоставления услуг и в некоторых случаях ограничивающая фантазию операторов».

Пока же все-таки качество абонентской базы выходит на первый план, уверены аналитики. «Нашим операторам еще есть куда развиваться, чтобы увеличивать доходы, – это выход на рынки СНГ и, возможно, других стран, развитие дополнительных услуг, – прокомментировала RBC daily старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова. – В отличие от Европы и США, у нас и так очень низкий показатель ARPU (в три раза меньше, чем в Европе, и в пять раз меньше, чем в США), поэтому привлечение совсем «дешевых» абонентов нецелесообразно». По мнению бизнес-директора компании «Развитие бизнес-систем» Анастасии Гайдук, истина, как всегда, лежит посередине. «Сотовым операторам необходимо иметь «тяжелую» абонентскую базу, – отметила она в разговоре с RBC daily. – Если у сотовой компании есть порядка 60-65% высокодоходных постоянных абонентов, то она будет чувствовать себя стабильно. Однако нужно уметь работать эффективно и с «легкими» абонентами – непостоянными, малодоходными, но, как правило, обеспечивающими динамику роста абонентской базы. Ценность таких абонентов для оператора ощутима, особенно если их не менее 35-40% от всей базы. Это тот случай, когда количество может переходить в качество».
Материал предоставлен: Mobiset.Ru - всё о мобильных телефонах

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru