Автор статьи: WildHare,
Источник
У меня под руками нет последнего (октябрь-2002) ИТС, и я не могу своими руками проверитьэту информацию, но постоянно всплывающие многостраничные обсуждения типа "У кого получилось скопировать последний диск ИТС?" говорят о том, что информация верная – просто в силу количества и разнородностиобсуждающей публики.
Раньше с дисками ИТС была одна серьёзная проблема: блокирования операцииcopy в контексте документа. Глазами-то документ читать можно, и распечататьможно, а вот скопировать кусок текста и перенести в свой собственный документ –фигушки. Божественное откровение нельзя размножать тупым копипастингом. ;-)
Раньше эта проблема легко лечилась: устанавливаем Acrobat Distiller, печатаемдокумент на адобовском "эмуляторе принтера", и получаем полноценный PDF, а уже оттудатекст можно перенести куда угодно. Сейчас же (если верить всё тем же популярнымфорумам), такая методика уже не прокатит.
Но главным новшеством стало навешивание на диски ИТС защитного механизма StarForce.Перед запуском оболочки ИТС защита проверяет сам носитель – и еслиноситель чужеродный (скажем, CDR-болванка), то оболочка просто откажется работать. Такимобразом, пользователей лишили права делать резервные копии легально купленных дисков.
Сразу возникает масса не очень приятных для пользователя вопросов: а что делать,если диск сломается или потеряется? Это ведь бывает сплошь и рядом. А еслиорганизация большая, то сотрудникам так и бегать друг за другом, выпрашивая этотнесчастный диск? Или же оформить подписку на каждого сотрудника в отдельности?
Вопросы эти из разряда риторических – своим технологическим решениемфирма "1С" перевела диски ИТС из разряда интеллектуальной продукции в разрядпродукции материальной. Ведь если вы купили пачку пельменей, а по дороге домойпотеряли (или донесли до дома, но потом забыли в тёплом месте на пару суток), вамведь придётся покупать новую пачку, так? И если вам надо накормить десятьчеловек, то одной пачки на всех не хватит, так?
Вот и с дисками ИТС та же ситуация, что и с пельменями. Теперь вы покупаете неподдержку и не информацию, вы покупаете единственный экземпляр носителяэтой информации. Это даже не аналог бумажных текстов, книгу или газету можно пропустить через копир – а попробуйте отксерить пачку пельменей.
Давайте подумаем, какие такие причины заставили фирму "1С" столь откровеннонаплевать на права своих пользователей? Ведь право делать резервные копии носителейинформации входит (или уже входило? ;-) в fair use, т.е.в честное использование ИТ-продукта.
Я ещё могу понять, когда защиту от копирования навешивают на игры в jewel-упаковке,всё-таки игрушка – это развлекательный софт, да стоит она каких-то три доллара. Хотя, признаться, меня страшно бесила эта самая StarForce, навешенная на "Казаков" – я ведь купил право играть в эту игрушку, наличие диска в приводедля игрового процесса не требуется, так нафига мне каждый раз делать лишние телодвижения? И ведь не успокоился, пока не нашёл отмычку и не отучил свою копию "Казаков" от дурныхманер. ;-)
Но то игрушки, их покупают, чтобы побаловаться. С дисками ИТС ситуация несколько иная.Когда конечный пользователь покупает учётную систему, он платит за дистрибутив.А когда наничанает этой системой пользоваться, то платит за поддержку, т.е.за помощь со стороны производителя и/или продавца.
Проект ИТС, по сути, преследует две цели: перенаправить часть денег, поступающих отпользователей в рамках оплаты за поддержку, из бюджетов партнёров в бюджет самой"1С", и (что интереснее) заставить пользователя платить не за фактическиоказанную помощь, а за возможность этой помощью воспользоваться, буде возникнету него такая необходимость.
Понятно, что пользователи страсть как не хотят покупать то, что им вот именносейчас не нужно. Поэтому для перевода информационно-технической поддержки на модель постоянно оплачиваемой подписки есть два пути.
Первый путь – прямой, как табуретка. Мы просто пишем в лицензионном соглашении, что техническая поддержка (которая включает в себя то-то и то-то) бесплатна в течение первых стольки-то дней с момента приобретения продукта, а потом она становится платной по установленным нами расценкам. Именно так, кстати говоря, делаетбольшинство производителей Linux, да и не только они.
Но если у нас нет лицензионного соглашения, как класса, если мы продаём не программныйпродукт, а пельмени в коробке из-под программного продукта – прямой путьнам не подходит. И что тогда делать?
Тогда нужно пойти другим путём. Нужно закамуфлировать наше желание получатьежемесячные отчисления от пользователей под отеческую заботу о них же, облечьнашу "поддержку" в материальную, осязаемую форму, и попытаться продать получившийсяпродукт возможно большей массе народа. Само собой, к дистрибутиву будет прилагаться бесплатная подписка на столько-то выпусков – суть-то у обоихпутей одинаковая, просто формы разные.
Вот примерно так и появился на свет проект ИТС. И, само собой, никто из пользователейособым желанием покупать подписку не горел. Чтобы понять причины, достаточно изучитьконтент хотя бы трёх дисков ИТС, идущих подряд. А раз шквального спроса нет, его нужно создать – этому учит любой учебник маркетинга.
Создавать спрос на продукт, подобный подписке на ИТС, можно опять-таки двумя путями.
Первый путь – креативный. Он заключается в том, чтобы сделать продуктдействительно интересным для пользователя, разместить там уникальный контент,в общем, сделать для пользователей что-то типа "Санта-Барбары" на CD. Чтобы послепросмотра одной серии хотелось купить следующую (хотя бы для того, чтобы узнать,чем же оно кончилось).
Но это ведь означает серьёзно вложиться в контент, правда? А мы не хотим много тратить, мы хотим много получать. Так что единственный уникальный контент, который мы можемсебе позволить, это апедйты нашего же собственного ПО, но они выходят не каждый месяц.Плюс мы немного промахнулись с целевой аудиторией – бухгалтера и так найдутвсю нужную им бухгалтерскую информацию, на любимых сайтах, в любимых газетах, в любимом "Консультанте". Ну а публиковать на ИТС порноролики не получится – народ-то будет с руками отрывать, да вот по закону не положено.
Так что креативный путь не подходит, и остаётся деструктивный. Почему это у нашихзамечательных дисков ИТС такой плохой спрос? Потому, что разные выпуски похожи друг на друга, как однояйцевые близнецы? Вовсе нет. Все беды – от пользователей, каждый из которых суть пират, либо действующий, либо потенциальный. Купит один такой наш ИТС, нарежет десяток болванок, да и будет продавать по дешёвке. Или соберётся десяток пользователей, оформят в складчину подписку, получат диск, и нарежут каждомупо копии.
Получается, что главным врагом проекта являются сами его подписчики.. Бред, правда?Только это не у меня получается, это у фирмы "1С" получается – раз уж онивзялись бороться именно с пользователями. А казалось бы, чего проще: посади паручеловек фильтровать сетевые форумы и ньюсгруппы на предмет интересной не толькобухгалтеру инфы, заключи соглашения о перепечатке с независисыми контент-сайтами, найми пару авторов, пишущих человеческим языком (чтобы пользователь мог читать без риска вывихнуть челюсть), выкладывай на каждый диск новые и разные полезные инструменты. Придумай какую-нить игру для своих пользователей (играть-то они все любят), устрой им лотерею с розыгрышем призов по GUID диска..
Но для компании, которая даже свой сайт не доверяет хостить посторонним (пусть они и трижды профессионалы в этом деле, в отличие от), такой путь неприемлем по определению.Лучше уж внедрить дополнительную защиту от копирования, лишить пользователей их законных прав, и каждое утро смотреть на денежное дерево – а не прибавилось ли на нём листочков?