Журнал "Управление компанией" http://www.zhuk.net/ /
Захаров Дмитрий Любинский Александр Диасофт Опубликовано: Журнал "Управление компанией" № 4 за 2003 год
Практически все компании, имеющие небольшую клиентскую базу, первоочередное внимание уделяют задаче ее интенсивного наращивания (увеличению доли рынка). В погоне за новыми клиентами вопросы качественного сопровождения уже имеющихся нередко уходят на второй план. А вытекающее из этого недовольство потребителей, в свою очередь, относит такую компанию в зону риска. У лидеров рынка, имеющих большое число клиентов, ситуация несколько иная - вторичный рынок за счет постоянных покупок дополнительных продуктов и услуг, плановых выплат за сопровождение приносит соизмеримую, а порой и большую часть доходов компании. И не секрет, что эта деятельность намного рентабельнее. Поэтому вопросы внимательного отношения к потребностям собственных клиентов выходят на первый план. Компания должна выступать не только с позиции поставщика продукции, но и с позиции активного партнера в поддержке бизнеса клиента. Качество используемого продукта и услуг, предоставляемых компанией, определяют удовлетворенность клиента. Недовольные клиенты рано или поздно уходят к другому поставщику. Кроме того, они негативно влияют на других клиентов. Среди маркетологов распространено мнение, что 1 недовольный клиент порождает сомнения у 20 других, а 1 довольный положительно влияет только на 4. Выходит почти как в поговорке: за одного битого пятерых небитых дают. Поэтому необходимо постоянно измерять состояние удовлетворенности клиентов и осуществлять изменения, направленные на совершенствование качества продуктов и услуг. В настоящей статье рассказывается о том, как задача измерения удовлетворенности потребителей решается в компании <Диасофт>, специализирующейся на создании программных продуктов для финансовых организаций (банки, инвестиционные, страховые компании). Количество клиентов компании превышает 700 организаций, расположенных во всех регионах России и за ее пределами. В компании работают более 500 сотрудников. В состав <Диасофт> входят четыре крупных производственных центра, поставляющих на рынок несколько десятков различных программных продуктов. В конце декабря 2002 г. аудиторы международного органа по сертификации TUV CERT (Германия) провели в компании <Диасофт> сертификационный аудит, по заключению которого был выдан сертификат о соответствии требованиям DIN EN ISO 9001:2000.
В <Диасофте> всегда понимали азбучную истину, что клиент прав и даже когда не прав, все равно должен быть доволен. Со временем у нас назрела необходимость перевода понятия <удовлетворенность клиента> из абстрактной категории в количественно измеряемую величину. В соответствии с требованиями п. 8.2.1. стандарта ISO 9001: 2000: <В качестве одного из способов измерения того, как функционирует система менеджмента качества, организация должна проводить мониторинг информации, относящейся к восприятию потребителем того, выполнила ли организация его требования. Методы получения и использования этой информации должны быть установлены>. То есть налаженная процедура измерения удовлетворенности потребителя является обязательным элементом системы менеджмента качества. Поэтому, когда компания <Диасофт> приняла решение сертифицировать свою систему менеджмента качества, вопрос о разработке и внедрении процедуры оценки лояльности клиентов стал одним из наиболее актуальных. В августе 2002 г. управлением маркетинга была завершена разработка первой редакции методики оценки удовлетворенности. Методика, на первый взгляд, казалась идеальной, она позволяла учитывать множество различных показателей и индикаторов, получаемых по самым разным каналам. Но к нашему огорчению, при попытке внедрить ее на практике, мы обнаружили, что методика нежизнеспособна. Причина заключалась в том, что не удавалось полностью распределить и локализовать ответственность за выполнение отдельных этапов. Кроме того, некоторые из используемых для расчета индикаторов не основывались на документах, а вырабатывались по принципу <кто-то где-то что-то сказал...>. В очень сжатые сроки, практически за один месяц, методика была переработана. Из нее было удалено все, что не имело под собой твердой документальной основы, а также вся информация без четко закрепленной ответственности за получение. На основе методики была разработана процедура, ориентированная на автоматизированный учет и обработку информации.
Разработанная методика основывается на следующем: 1) удовлетворенность клиентов измеряется по десятибалльной шкале, в соответствии с принятой в компании шкалой оценок; низшей оценкой является 1, высшей - 10; 2) для измерения удовлетворенности используется минимальное количество наиболее важных показателей, отражающих основную деятельность компании; 3) каждый показатель определяется с помощью минимального количества наиболее важных индикаторов удовлетворенности клиента; 4) система показателей и индикаторов (см. табл. 1) выбрана таким образом, чтобы, с одной стороны, получить максимально достоверную информацию о клиенте и, с другой стороны, обеспечить регулярное (запланированное или гарантированное) получение этой информации с минимальной затратой ресурсов;
Показатель
Учитываемые индикаторы
Способ получения
1. Качество ПП
Количество выявленных клиентом ошибок в ПП
Учет всех обращений клиентов на "горячие линии" ПЦ и выгрузка в СУУП из офисных систем ПЦ
Официальные отрицательные отзывы о качестве ПП
Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями
Количество сделанных клиентом предложений по доработке ПП
2. Качество сопровождения ПП
Оценка потребителя в анкете о качестве сопровождения
Анкеты направляются клиенту вместе с каждым новым договором сопровождения
Официальные отрицательные отзывы о качестве сопровождения ПП
3. Качество внедрения ПП и обучения
Оценка потребителя в анкете о качестве внедрения и обучения
После завершения каждого внедрения
Официальные отрицательные отзывы о качестве внедрения и обучения
4. Качество проведения внутренних семинаров
Оценка посетителей в анкете о качестве проведения семинара
Сразу после завершения семинара
5. Качество проведения выездных демонстраций
Оценка принимающей стороны в анкете о качестве проведения выездной демонстрации
Сразу после завершения демонстрации
6. Качество проведения демонстраций ПП в офисе компании
Оценка качества демонстраций участниками со стороны клиентов (потенциальных клиентов) в анкете
7. Качество взаимоотношений с "Диасофт"
Оценка руководителя организации в анкете о качестве взаимоотношений
При заключении или перезаключении любого договора
5) методика должна обеспечивать получение как частных оценок по отдельным показателям, отдельным программным продуктам (ПП), отдельным клиентам, так и интегральных оценок по производственным центрам и компании в целом. Итоги по состоянию удовлетворенности подводятся 1 раз в квартал. Оценка удовлетворенности клиентов складывается из следующей совокупности оценок: R общей оценки удовлетворенности клиентов компанией (складывается из общих оценок подразделений производственных центров); R общей оценки удовлетворенности клиентов производственным центром (складывается из оценок лояльности клиентов по отдельным показателям (см. табл. 1)); R оценки удовлетворенности клиентов производственным центром по отдельным показателям (определяется как средняя оценка удовлетворенности всех клиентов по этому показателю):
Основными требованиями к разработке процедуры оценки удовлетворенности являлись предельная простота и минимальные ресурсы, необходимые для исполнения, а также надежность и неограниченная повторяемость циклов ее функционирования. Несмотря на простоту используемой методики, при разработке процедуры пришлось решить ряд достаточно сложных задач. Во-первых, была определена ответственность подразделений компании за получение исходных данных для расчета показателя и регламент их получения, вплоть до определения дополнительных должностных обязанностей конкретных специалистов (см. табл. 2). Регламент выполнения процедуры основан на регулярном вводе индикаторов и ежеквартальном расчете удовлетворенности. Блок-схема процедуры приведена на рис. 1.
Подразделения
Обязанности
1. Отдел внутренней автоматизации (ОВА)
Поддержка работоспособности и доработка СУУП
Загрузка в СУУП данных ПЦ об ошибках и предложениях
Регистрация прав пользователей
2. Производственный центр (ПЦ)
Передача в ОВА данных клиентов об ошибках и предложениях
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве внедрения и обучения
Получение и передача в УМ копий отзывов клиентов
3. Управление маркетинга (УМ)
Оценка и ввод в СУУП отзывов клиентов
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет об общих семинарах
Расчет довольности потребителей и выпуск отчетов
4. Управление продаж (УП)
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве сопровождения
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве взаимоотношений с "Диасофт"
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о выездных демонстрациях
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве презентаций ПП
5. Администрация
На рис. показана простейшая линейная последовательность шагов, имеющая 3-месячный цикл выполнения. Подразумевается, что на основании полученных оценок удовлетворенности руководством компании выполняется анализ, разрабатываются и реализуются корректирующие мероприятия. Во-вторых, были разработаны формы анкет, единые для всей компании и одновременно достаточно гибкие для того, чтобы использовать их в различных подразделениях, а также пригодные для автоматизированной обработки. В-третьих, была разработана система учета удовлетворенности потребителей (СУУП). Для обеспечения доступа ко всему массиву необходимой информации, а также санкционированного и ранжированного доступа пользователей к данным СУУП реализована как подсистема офисной системы компании. Предусмотрена интеграция с уже используемым в компании программным обеспечением, в том числе с офисными системами отдельных подразделений. Система включает набор журналов для хранения индикаторов удовлетворенности, экранные формы для ввода индикаторов и формы для выпуска отчетов. Возможность доступа к основным данным офисной системы и удобная система выделения информации позволяют легко проверить правильность полученных оценок. Очень удобным является гибкий генератор шаблонов анкет, позволяющий создавать <электронные> образы самых сложных анкет. Доступ к системе различных пользователей определяется в соответствии с их обязанностями. На рис. 2 и 3 приведены примеры экранных форм и журналов системы. В-четвертых - были разработаны согласованные с руководством компании форматы отчетов с данными по удовлетворенности и определен порядок их использования. Принято, что сводная информация об удовлетворенности клиентов предоставляется руководству компании. В подразделения предоставляются данные в объемах, касающихся данного подразделения и в формате разделов для квартальных отчетов.
В конце 2002 г. было завершено внедрение и получены первые данные. Процедура показала свою жизнеспособность и полезность для развития бизнеса компании (как для работы с конкретными клиентами, так и для совершенствования производственных процессов в подразделениях, а также для управления компанией в целом). Ближайшей задачей является налаживание работы в подразделениях для получения полного спектра индикаторов удовлетворенности в 100%-ном объеме, а также накопление данных для оценки динамики изменения показателей удовлетворенности. Параллельно делаются первоочередные и перспективные шаги по расширению сфер применения и совершенствованию процедуры (доработка системы показателей, учет в СУУП индикаторов, получаемых от клиентов дилерами компании, повышение информативности и качества выпускаемых отчетов). В качестве цели на ближайший период - сделать процедуру измерения удовлетворенности рабочим инструментом для оценки эффективности проводимых изменений - как управленческих, так и технологических решений.