Категории каталога
Каталог / Самосовершенствование / Психология / Психология в бизнесе / Феномен "новых русских": автопортрет и взгляд со стороны

Феномен "новых русских": автопортрет и взгляд со стороны


       В настоящее время в нашем обществе, в процессе воздействия экономических,политических и социальных факторов происходит изменение структуры общества.Исчезают одни социальные группы и появляются другие, и одна из такихформирующихся групп - это так называемые "новые русские". Онапротиворечива и "разношерстна". Как уже было замечено, она еще толькоформируется и поэтому имеет достаточно аморфную структуру, что сказывается на еевосприятии другими социальными группами. Это можно объяснить тем, что переход отодной социальной системы к другой изменяет социально-психологический климат вобществе и идентификацию его граждан.

       Исследование изменений социальных идентификаций в обществе проводилисьучеными: Г. Вэнсоно, Х. МалевскаПейр, К. Камиллери. Выяснилось, что человекреагирует на других с позиции восприятия своего отличия от них. Если он занимаетневыгодную социальную позицию, то стремится показать свое негативное отношение клюдям, занимающим более высокое социальное положение. Эта ситуация называется"реактивной идентичностью". Крайней степенью "реактивной идентичности"является "полемическая идентичность". Примером "полемической идентичности" внаше время можно считать позицию большинства населения нашей страны по отношениюк разбогатевшим "новым русским", которую можно сформулировать так: "в настоящеевремя богатым быть стыдно", "почему у него есть все, а у меня ничего?".

       Изучение социального неравенства и проблема социального равенства -одна из наиболее важных тем социологии, которая проясняет очень многое в системесоциальных отношений . Естественно, что в обществе еще не сложилось единоговосприятия этой социальной группы. Так, например, на Западе считают, что "новыерусские" это успешные российские бизнесмены, те, кто разбогател совсем недавно,в конце 80-х - начале 90-х гг. В России же большинство населения считает этугруппу "проходимцами", "бандитами" и "лентяями".

       Итак, среди этой большой группы можно выделить как минимум две подгруппы:

  • Высокообразованные люди, занимающие высокие позиции в коммерческих и иных структурах, своего рода бизнес-элита нашего общества, которая, на наш взгляд, немногочисленна.
  • Менее образованные, более склонные к авантюрному бизнесу "нувориши", которых, к сожалению, большинство.

       Естественно, эти две группы различаются не только по своему прошлому опыту,но и по образовательному и культурному уровню, а также по стилю жизни.

       Принимая во внимание все вышеизложенное, авторы работы предполагают, чтосуществует несоответствие между восприятием "новых русских" и их самооценкой,которое в большей степени определяется процессом социальной дифференциациироссийского общества. В связи с этим данное исследование можно считатьактуальным и современным. Объектом исследования являлись 2 группы:

  1. Группа людей Барнаула, которые считаются "новыми русскими".
  2. Те социальные группы, которые не входят в данную подгруппу.

       Предмет исследования:

  1. Самооценка "новых русских" (автопортрет).
  2. Восприятие "новых русских" жителями г. Барнаула (социальный портрет).
При проведении исследования нами были использованы следующие методы:
  1. Контент-анализ анекдотов.
  2. Анкетный опрос.
  3. Фокусированное интервью.

       Результаты контент-анализа
Из анализа анекдотов видно, что впредставлении народа "новый русский" это личность, вобравшая в себя все самоехудшее, что может быть на свете. Также можно заметить, что в восприятиилюдей отражается только одна сторона "медали". Мы понимаем, что анекдоты - этотакой вид творчества, который призван высмеивать только самое плохое, но, тем неменее, какая-то часть восприятия "новых русских" здесь отражена. Для полученияболее глубоких данных был проведен анкетный опрос.

       Результаты анкетирования
В ходе анкетирования было опрошено 300респондентов, из них 57 процентов женщин и 43 мужчин. Специально разработаннаяанкета позволяла выяснить особенности восприятия "новых русских" разнымиполовозрастными группами. Были получены следующие данные. Большинствореспондентов (независимо от пола и возраста) к "новым русским" относятруководителей частных предприятий и организаций (57 %), руководителей крупныхгосударственных предприятий (28 %) и знаменитых людей в мире шоубизнеса (26 %).Основными отличиями "новых русских" от других социальных групп, по мнениюреспондентов, являются: высокий уровень доходов (71 %), шикарная и дорогаямашина (48 %), вызывающее поведение (36 %) и сотовый телефон (33 %).

       Что касается уровня образования "новых русских", то 41 % респондентов считаютих высокообразованными профессионалами, а 34 % средне образованнымиспециалистами.

       Отношение "новых русских" к тем, кто не входит в их число - 28 % респондентовоценивают как безразличное, 21 % как пренебрежительное и 19 % как высокомерное.Что касается личного отношения респондентов к "новым русским", то вырисовываетсяследующая картина. Отношение к данной социальной группе зависит от возраста,пола и материального положения опрашиваемых. Так, 23 % мужчин определяют своеотношение, как пренебрежительное, в то время как среди женщин данный показательниже в 2,5 раза. Испытывают симпатию к "новым русским" 25 % женщин, мужчинам же"новые русские" симпатичны в 2,5 раза реже. Хотя следует заметить, что как вгруппе мужчин, так и в группе женщин, большая часть респондентов характеризуетсвое отношение как безразличное, при этом у женщин этот показательнесколько ниже. Рассмотрение отношения к "новым русским" в разных возрастныхгруппах, позволяют сделать следующие выводы: большинство опрашиваемыхреспондентов оценивают свое отношение к "новым русским", как безразличное, такаятенденция наблюдается практически во всех возрастных категориях. Хотя сувеличением возраста респондента растет резко отрицательное отношение к подобнойкатегории людей. Из всех возрастных групп более лояльно к "новым русским"относятся студенты (28 %). Что касается различий отношения к "новым русским" взависимости от материального положения респондентов, то среди живущих хуже всехдоминирует пренебрежительное отношение, среди остальных категорий населенияпревалирует нейтральное отношение, хотя в группе тех, кто живет, не отказываясебе ни в чем, самый высокий показатель, испытывающих симпатию к "новымрусским".

       Результаты фокусированного интервью
В ходе фокусированногоинтервью было опрошено 24 человека, подходящих под критерии "новых русских", изних 4 женщины и 20 мужчин в возрасте от 28 до 47 лет. Были получены следующиесведения. Большинство опрашиваемых не считают себя "новыми русскими", посколькув нашем обществе понятие "новые русские" несет негативный оттенок. Те же,кто считают себя "новыми русскими" под этим термином понимают некий качественныйпереворот в своем сознании. От остальных людей их отличает рациональный итрезвый подход к действительности, ими двигает разум, а не эмоции (чтохарактерно для русской нации).

       Практически все опрашиваемые занимаются частным предпринимательством, итолько некоторые имеют собственные фирмы или магазины. Стаж работы в даннойсфере деятельности у большинства респондентов составляет 5 - 7 лет. Всереспонденты имеют высшее или, в крайнем случае, среднее специальное образование,но в то же время 90 % указали на то, что в их карьере образование сыгралонезначительную роль. Это не говорит о том, что образование для них ничего незначит, просто в настоящее время, когда государством не ценятся образованныелюди, на первый план выходит изворотливость. Опрашиваемыми отмечалось, что длятого, чтобы выжить в нашем современном обществе, необходимо иметь какойтовнутренний талант (в данном случае талант к предпринимательству), который даетсяот природы. Для большинства работа является реализацией своих идей, достижениемцелей, а совсем не привычкой, вошедшей в жизнь. Несмотря на то, что работа вжизни опрашиваемых играет большую роль и является ценной, на первое место постепени важности и значимости ставится семья.

       Практически все респонденты имеют (75 %) или (13 %) семью. Самое главное, какговорят люди, для них - это дети, так как дети - это будущее.

       На вопрос: "Обязательно ли человеку иметь семью?". Все ответили положительно,независимо от пола и возраста. Следует отметить, что женщины и мужчины проводятдома очень малое количество времени, что в какой-то степени влияет навзаимоотношения с домашними. Самыми важными "вещами" в своей жизни женщиныуказали семью, работу, друзей, но в то же время деньги это неотъемлемая частьжизни, но она входит в другую группу ценностей. Мужчины (71 %) на первом местеуказали семью, а затем уже работу и деньги, остальные (12 %) отметили деньги,работу, а затем уже все остальное.

       Таким образом, на основе полученных нами данных можно сделать следующиевыводы:

  1. Между восприятием "новых русских" различными социальными группами населения и их самооценкой существует реальное несоответствие. Большинство населения дается оценка отсутствия наличия социально одобряемых качеств у "новых русских".
  2. Женщины (всех возрастных категорий) относятся к данной социальной группе более лояльно, чем мужчины.
  3. Возрастной фактор так же оказал большое влияние на восприятие "новых русских". Так, молодежь и люди среднего возраста относятся к ним лучше, чем люди старшего возраста.
  4. Одним из влияющих факторов является дифференциация доходов населения. Так, люди с очень низкими доходами относятся к "новым русским" неуважительно и пренебрежительно, в то время как люди со средними и высокими доходами с симпатией, либо безразлично.
Материал предоставлен: FOLLOW.RU Познай себя и окружающих
Автор: С. Сергеева, Н. Блинова, А. Гринина

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru