Исследование половых различий в применении информационных технологий привлекает значительное внимание зарубежных исследователей. Например, получены многочисленные данные о влиянии пола пользователя на характер его взаимодействия с компьютером. Показано, что половые различия в поведении и психической деятельности человека фиксированы в самом построении человеко-компьютерного диалога (Whitley,1997). Применяемые для учебной и игровой деятельности компьютерные программы адресованы скорее мальчикам, чем девочкам. Наиболее компьютеризированыте учебные курсы, которые привлекают именно мальчиков.
Большинство проведенных в США исследований навыков работы с компьютером выполнены в основном на мужском контингенте испытуемых. Наконец, средства массовой информации также описывают работу с компьютером как сферу мужской деятельности (Ware and Stuck, 1985).
Эта ситуация привела к возникновению гипотезы о том, что представительницы женского пола имеют менее позитивные установки по отношению к компьютерам, чем мужчины (Canada and Brusca, 1993). Однако экспериментальные данные по этому вопросу противоречивы. Как показано Кау (1992), источником неоднозначности в полученных данных была некорректная формулировка экспериментальной задачи, выражающаяся в разнородности исследуемых переменых. Среди изучаемых переменных были: тревожность и страх по отношению к компьютеру; уверенность в себе при работе с компьютером; профессиональное применение компьютера;позитивные и негативные установки по отношению к компьютеру и их влияние на социальное и профессиональное поведение. Влияние полового фактора на каждую из изучаемых переменных оказалось неоднозначным.
В обзорной работе (Morgan et al.,1992) обобщаются исследования, связанные с половыми различиями в области применения информационных технологий. К примеру, отмечается, что видеоигры в большей степени привлекают мальчиков; хотя девочки достаточно успешно играют в эти игры, они проявляют невысокую готовность участвовать в такого рода деятельности. Вероятной причиной часто признается имплицитно содержащиеся в играх агрессивность и насилие, которые значительно сильнее привлекают представителей мужского пола, чем женского. Дети всех возрастов полагают, что видеоигры и компьютерные игры в большей степени интересуют мальчиков, нежели девочек.
В той же работе отмечается, что при обучении (как в школах, так и в высших учебных заведениях) представители сильного пола проявляют большую готовность применять компьютеры, а преподаватели уделяют им больше внимания и позволяют больше работать с компьютерами, чем представительницам женского пола. В итоге мальчики и юноши переоценивают свою компетентность в применении информационных технологий, когда сравнивают себя с девушками, объективно не уступающими им в компетентности. Вообще говоря, компетентность нередко оказывается более существенным фактором, лежащим в основе аттитюдов к информационным технологиям, чем пол. Тем не менее даже на высоких уровнях компетентности отмечаются некоторые половые различия. Так, по мере роста компетентности мужчины проявляют склонность ко все более сильной персонификации и анимизации компьютеров, в то время как женщины склонны к увеличению доли механоподобных, неодушевленныххарактеристик компьютеров.
Считается, что у женщин и девочек чаще проявляются тревожность и страх в отношении информационных технологий, чем у мужчин и мальчиков (Доронина, 1993). В то же время встречаются исследования, в которых данный эффект не имеет места. В целом признается (Morgan et. al,1992), что усвоение социальных ролей и стереотипов ведет к тому, что женщины проявляют относительно меньший (по сравнению с мужчинами) интерес к технике и к математике, с которыми чаще всего ассоциируются информационные технологии. При этом индивидуальные склонности в ряде случаев перекрывают факторы, связанные с асимметричным обучением,половыми стереотипами и др. Несмотря на то, что в применении информационных технологий очевидными образом доминируют мужчины, универсальных приемлемых объяснений этому факту так и не найдено.
Попытки выдвинуть в качестве объяснения различия в когнитивной организации и способностях между полами отвергаются феминистскими организациями как "сексистские". Одним из последствий "революции в телекоммуникациях" стал так называемый "киберфеминизм"(Plant, 1996). Породив "киберпространство", Интернет дал импульс возникновению анархического, никем не управляемого мира, главным смыслом которого становятсявиртуальные взаимодействия. Для "киберфеминисток" возникновение этого виртуального мира стало означать новый этап борьбы с мужским доминированием в реальном, патриархальном мире, мире "эдипова комплекса". Неизвестно, найдут ли новую идентичность в "киберпространстве" женщины - существенным для автора представляется уже то, что маскулинная идентичность теряется или размывается в виртуальном мире.
Таким образом, анализ эмпирических и экспериментальных данных показал, что большинство исследователей согласны с фактом наличия половых различий во взаимодействии человека и компьютера. Характер и генез этих различий тем не менее остается не вполне ясным.
Очевидна, однако, тесная связь степени выраженности половых различий с социальными и национально-культурными особенностями общества. Этот факт отмечается в работе Durndell et al (1997). В этом исследовании производилось сравнение отношения к компьютеру британских и румынских студентов мужского и женского пола. Результаты показали, что социально-культурные различия выражены гораздо более сильно, чем половые. Сравнение румынских и британских женщин-пользователей показало, что румынские женщины проявляют значительно больший энтузиазм в отношении компьютеров. По мнению авторов, для населения бывших социалистических стран типична ситуация активного отношения женщин к новым технологиям,проявляющаяся в повышенном интересе к компьютерам.
Влияние социальных, экономических и культурных условий на проявление половых различий в деятельности человека представляется существенным. Исследование подобных взаимосвязей имеет особый интерес в России, где вместе с коренными и стремительными экономическими изменениями идет перестройка нравственных и социальных ценностей миллионов людей.
Это делает особенно актуальной задачу исследования половых различий в области применения информационных технологий. Практическая значимость такого исследования заключается в том, что экономические и социальные перемены ведут к изменениям в структуре занятости населения. Десятки профессий устаревают. Многие тысячи людей зрелого возраста, значительную часть которых составляют женщины, вынуждены обучаться новым профессиям. Весьма часто эти профессии связаны с освоением и использованием новых компьютерных технологий. Одним из наиболее перспективных и вместе с тем относительно редких для российских пользователей видов информационных технологий является применение Интернета. Лишь для небольшой части населения России применение Интернета является служебной необходимостью; сравнительно немногие семьи могут позволить себе доступ к Интернету на дому. Таким образом, Интернет представляет собой перспективную, авангардную технологию; в то же время простые формы сетевой деятельности (электронная почта, например) становятся относительно доступными, в том числе для женщин.
Задача нашего исследования состояла в определении психологической специфики деятельности российских женщин-пользователей Интернета. Исследование проводилось в рамках психологического изучения сообщества пользователей глобальных компьютерных сетей в России, проводимого с 1992 года. В исследовании применялись такие методы, как интервью, компьютеризированный опрос, наблюдение, анализ документов.
На первом этапе исследования в проведенном посредством электронной почты опросе участвовали 486 респондентов, из них 39 женщин. Полученные результаты опроса мужчин и женщин-пользователей сравнивались между собой. На втором этапе исследования был разработан специальный опросник, предназначенный для женщин-пользователей. Опросник был разослан персонально женщинам, принявшим участие в первом этапе опроса. Было получено 13 ответов.
Сравнение ответов женщин и мужчин-пользователей Интернета.
Число женщин-респондентов составило лишь 8% от общего числа ответивших на опросник, что говорит о малой представленности женщин среди российских пользователей Интернета. Основную часть женщин-пользователей составляют научные работники и преподаватели (25%), программисты (21%), учащиеся (19%) и служащие коммерческих организаций (18%). 49% опрошенных женщин имеют стаж работы в Интернете от полутора до трех лет.
Профессиональный состав женского контингента опрошенных существенно отличается от мужского. Среди них меньше сетевиков (14% женщин и 29% мужчин), программистов (21% и 47%), электронщиков (4% и 16%), бизнесменов (2% и 12%). Зато среди женщин больше научных работников и преподавателей (25% и 17%).
Контингент женщин-пользователей Интернета несколько старше по возрасту, чем мужской. У мужчин средний возраст респондентов находится в диапазоне 21-25 лет, а у женщин - 26-30 лет.
Интересы пользователей изучались на основе предпочитаемых ими телеконференций. Оказалось, что женщины реже, чем мужчины, подписываются на коммерческие и программистские телеконференции (40% и 65% соответственно). Чаще - на телеконференции по искусству, литературе, культуре и религии (41% и 28%). Женщины меньше интересуются информацией о науке (19% и 25%), об информатике и вычислительной технике (35% и 54%). Зато они вдвое чаще (32% и 16%) интересуются информацией по образованию.
Мотивы и потребности пользователей. Женщины чаще, чем мужчины, отмечали наличие
У женщин менее выражена:
Оценка влияния Интернета на личность пользователя. Женщины чаще отмечают важность игры и импровизации при работе в Интернете (58% мужчин и 43% женщин). Они вынуждены более активно пополнять свои знания при работе в Интернете (65% и 55%). Женщинысчитают, что Интернет способствует развитию личности (51% и 40%).
Как и при анализе мотивации, эти результаты показывают, что для женщин более важен развивающий компонент работы в Интернете. Это развитие носит комплексный характер и касается коммуникативной, интеллектуальной и личностной сферы. Менее актуален для женщин по сравнению с мужчинами аспект, связанный с прагматической, деловой (информационной, карьерной) сферой взаимодействия.
Влияние Интернета на круг общения. Женщины высоко оценивают влияние Интернета на характер общения.Женщины более часто, чем мужчины, находят с помощью Интернета:
Женщины, таким образом, считают коммуникативные последствия работы в Интернете более существенными для себя, чем мужчины.
Хотя различия в оценке негативных последствий работы в Интернете (наличие назойливых клиентов, ненужных контактов) между мужчинами и женщинами не достигают значимой величины, наблюдается тенденция меньшей выраженности негативной оценки последствийкоммуникации в Интернете у женщин по сравнению с мужчинами.
Таким образом, опрос показал, что женщины-пользователи Интернета отличаются от мужчин по социально-демографическими и психологическим характеристикам. Эти особенности касаются возрастного состава и профессиональной принадлежности, характера используемой информации, общей структуры интересов. Показано, что для женщин более свойственен интерес к информации об образовании, культуре. Они меньше, чем мужчины, интересуются информацией технического и научного характера.
Получены заметные различия в мотивации женщин и мужчин-пользователей Интернета. У женщин более важное место занимают мотивы творческой самореализации, отдыха и коммуникативные мотивы, т.е. мотивы, прямо не связанные с деловой профессиональной сферой использования Интернета. Можно предположить, что работа женщин в Интернете имеет довольно сильный компенсационный аспект. Она восполняет недостаток творческого высококультурного общения, ощущаемого в обыденной жизни.
Для женщин Интернет имеет более существенные личностные и коммуникативные последствия, чем для мужчин. Женщины отмечают, что Интернет способствует личностному, коммуникативному и познавательному развитию человека. Менее актуальны для них чисто деловые и утилитарные аспекты работы в сети. Коммуникативные последствия работы в Интернете для женщин не только более существенны, но и более позитивны, чем для мужчин.
Для изучения психологических особенностей женщин-пользователей Интернета был разработан специальный опросник, состоящий из 21 пункта. Каждый пункт представлял собой утверждение, с которым респондент соглашался или не соглашался, выбирая в меню ответ "да" или "нет";вдобавок имелась свободная строка для пояснений к ответу.
Часть пунктов носили общий характер и выясняли глобальное отношение пользователей к Интернету (например, "Работа в Интеpнете делает обыденную жизнь более интересной и разнообразной"). Некоторые пункты специально предназначались для женщин и были направлены на изучение отношения к женщинам других пользователей,влияние половой принадлежности на статус женщины-пользователя и мнение самихженщин по этой проблеме (например, "Тот факт, что я женщина, определяет отношение других пользователей ко мне").
Поскольку в опросе приняли участие 13 женщин, его результаты носят предварительный пилотажный характер. Основные тенденции, полученные в результате анализа данных, нуждаются в дополнительной проверке на широкой выборке. Выводы и не могут быть распространены на все сообщество пользователей Интернета в России без дополнительного исследования.
В результате проведенного пилотажного исследования получены следующие результаты.
Отношение опрошенных российских женщин-пользователей к Интернету является единодушно позитивным. Они признают развивающее значение Интернета в различных сферах жизни: профессиональной карьере, познании, личностном общении, творчестве. Женщины-пользователи Интернета считают, что Интернет является универсальным средством общения - от сферы бизнеса до поиска будущего супруга.
Женщины-пользователи не считают работу с компьютером чисто мужским занятием, большинство из них полагает, что пол не является существенным фактором, влияющим на взаимодействие с информационными технологиями, Интернет, по мнению опрошенных, является средой общения "на равных", нивелирует внешние, социальные, половые и возрастные различия.
В своих ответах респонденты отмечают, что женщина в российском Интернете - все еще явление редкое, вызывающее повышенный интерес со стороны других пользователей. Хотя в общем отмечается тенденция к увеличению количества пользователей-женщин в Интернете и как следствие, соответствующее изменение отношения к ним. Если раньше наблюдался повышенный интерес к женщине в Интернете как к экзотическому явлению, то постепенно этот интерес становится менеевыраженным, и отношение все меньше определяется полом пользователей.
С другой стороны, говорить о том, что половая принадлежность не влияет на взаимодействие людей в Интернете, пока нельзя. Кроме того, неоднозначно и отношение самих женщин к этой тенденции. Часть из них не только не стремится к "равноправному" партнерству с мужчинами, но и специально подчеркивает, что они являются женщинами и , следовательно, требуют особого отношения - более внимательного, вежливого, осторожного. Другие, напротив, строят свое общение так, чтобы ничем не отличаться от других пользователей. Эта тенденция более типична для женщин-пользователей, занимающихся бизнесом.
Основная часть опрошенных российских женщин не стремятся к созданию в рамках Интернета "женского клуба по интересам". По-видимому, в обычной жизни эти женщины испытывают дефицит скорее в общении с единомышленниками, друзьями, интересными людьми. Их интересы более широки по сравнению с типично "женскими" проблемами.
Полученные результаты позволяют наметить некоторые подходы к выделению "типов" женщин-пользователей Интернета в России. К первому типу принадлежат женщины, для которых основной сферой интересов в Интернете является бизнес. Эти женщины в своих ответах демонстрируют несколько феминистские позиции, озабоченность проблемами равенства мужчины и женщины. Они выступают против низкой оценки мужчинами деловых и профессиональных качеств пользователей-женщин.
Диаметрально противоположный тип составляют женщины, основной сферой своей деятельности считающие семью и воспитание детей. Интернет при этом рассматривается как удобная возможность "быть в курсе жизни", "отвлечься от домашних дел", "сочетать работу с комфортом". Для этой группы пользователей характерно иное отношение к проблеме половой принадлежности пользователя Интернета. Они считают, что общение строится по-разному в зависимости от пола партнера. Поэтому при работе в Интернете они информируют своих партнеров о том, что являются женщинами. При этом ожидается, что партнер проявит более внимательное,чуткое, вежливое отношение к ним.
Результаты пилотажного опроса позволяют отметить следующие основные тенденции проявления половых различий при работе российских пользователей в Интернете.
Контингент женщин и мужчин пользователей Интернета в России существенно различаются. Различия касаются профессии (среди женщин больше преподавателей и научных сотрудников и меньше сетевиков, электронщиков, бизнесменов). Контингент женщин оказался несколько старше по возрасту и гораздо малочисленнее мужского.
Имеются и психологические различия. Женщин-пользователей меньше интересует информация по науке, вычислительной технике, информатике, коммерческая информация. Их больше, чем мужчин, интересует информация по образованию, искусству, литературе, культуре, религии.
Среди мотивов деятельности в Интернете женщины чаще, чем мужчины, отмечают:
Менее ярко, чем у мужчин, выражена мотивация самоутверждения и аффилиации. Мотивация женщин имеет сильный компенсаторный коммуникативный компонент, то есть важными являются восполнение в Интернете развитого и компетентного общения, которого им, возможно, не достает в реальной жизни.
Для женщин в Интернете интересны импровизация и игра, получение новых знаний и личностный рост, возможности которого предоставляются Интернетом. По сравнению с мужчинами женщины проявляют более позитивное отношение к коммуникации в Интернете, они более терпимы к назойливым и необязательным контактами, возникающим м Интернете.
Начав свое развитие в России как обособленная сфера общения высококвалифицированных программистов, практически полностью состоящая из мужчин, Интернет в настоящее время претерпевает глубокие изменения. На начальных стадиях своего развития сообщество пользователей глобальных компьютерных сетей в нашей стране обладало всеми свойствами изолированного моногендерного образования. Это и специальный этикет, и элементы своеобразного снобизма, и закрытость сообщества для "посторонних". Такие особенности определяли и специфику отношения членов сообщества пользователей глобальных компьютерных сетей кженщинам, затесавшимся в их ряды. Это отношение проявлялось, с одной стороны, в повышенном интересе к женщинам-пользователям, носящим почти "естествоиспытательский" характер. С другой стороны, в более внимательном, снисходительном и вежливом "гусарском" отношении к дамам-пользователям, помощи и внимании к их проблемам.
По мере расширения женского контингента пользователей Интернета в России этот интерес утрачивает свою остроту. Постепенно теряя закрытый характер, российский Интернет становится все более точной моделью общества, воспроизводя в своих взаимодействиях и отношениях характерное для России состояние проблемы половых различий.