Наряду с биологическим развитием живые существа на нашейпланете эволюционировали и в психическом плане. Взаимосвязь этих двух процессовможно объяснить общими историческими причинами и прежде всего борьбой засуществование в результате естественного отбора. По мнению российского психологаВ. Большакова (В. Большаков. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. –СПб, 1996), ускорение темпов эволюции, сопровождающееся возрастанием сложностибиоорганизации живых существ, обуславливает вступление эволюции человека в новуюстадию – стадию совершенствования поведения. Именно этот путь позволил человекувыстоять в конкурентной борьбе с другими существами. «Более сложнуюповеденческую организацию обеспечивает индивидуально-социальный образ жизни,который приводил к усложнению мозговых структур, что, в свою очередь,предоставляло возможность дальнейшего усложнения поведения» (с. 187).
Очевидно, что развитие культуры, в том числе и поведенческихаспектов, на современном этапе напрямую связано с преобразованиеминформационного пространства и, в первую очередь, с возникновениемтелекоммуникации с помощью компьютерных сетей. Научное исследованиепсихологических особенностей этого вида общения находится на начальном этапе ипредставлено, в основном, работами зарубежных ученых.
Почему люди выбирают интерактивный способ общения? Выделяютследующие причины: 1) недостаточное насыщение общением в реальных контактах; 2)возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций,по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни; 3)неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться отнее.
Казалось бы, в первом случае при появлении возможностиудовлетворения потребности в межличностных контактах в реальной жизни,пользователь должен потерять интерес к интерактивному общению. Однако этопроисходит далеко не всегда. По-видимому, это можно объяснить спецификой сетевойсамопрезентации. Самопрезентация в Сети некоторым образом связана с реальнойидентичностью пользователя (например, утверждается, что самопрезентация в Сетипредставляет собой осуществление желаний: См. А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская«Стратегия саморепрезентации и Интернет и их связь с реальной идентичностью»).
Здесь нам кажется уместным вспомнить концептуальную системуУильяма Джеймса и построенную на ней теорию Роберто Ассаджоли. Согласно этойсистеме психодинамические структуры (те черты, или качества личности, которыепроявляют себя в виде реакции на стимулы), развивающиеся в процессе онтогенезачерез регулярное повторение и подкрепление, постепенно закрепляются в видепаттернов, субличностей. Данные структуры являются частями личности ирасполагаются вокруг «Я», нашего «духовного центра притяжения». Строго говоря,«субличность – это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточносложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственнымихарактеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворитьсобственные потребности и желания через личность» (Маргарет Руффлер. Игры внутринас. – М., 1998. С. 22-23). «Субличности исполняют функцию инструментовсамовыражения личности. Вместе с тем это линзы, через которые видна личность,посредством которых она приобретает реальный опыт» (там же, с. 24). Такимобразом, процесс личностного развития и духовного самосовершенствования каждогочеловека невозможен без осознания составных частей своей личности и приобретениянавыков управления ими.
Мы предлагаем рассматривать виртуальную самопрезентацию какактуализацию одной или нескольких субличности. В сетевой коммуникации каждыйчеловек может породить бесконечно большое число «ников» (псевдонимов), которыевыступают как идентификаторы той или иной субличности. Таким образом,множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации, на нашвзгляд, отражает не столько множественность, идентичности в современном обществев целом, сколько развертывание структуры собственной личности и исследованиепородивших их потребностей. Интересно, что существует зависимость количествавиртуальных «ников» от гендерных, возрастных и некоторых других характеристикпользователя. Попыткой такого исследования является работа Алены Мышенковой«Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет». Было бы интереснопроследить зависимость количества и свойств виртуальных «субличностей» отналичия невротических тенденции, однако мы пока не нашли публикаций, посвященныхэтой проблеме.
По-видимому, порождение и развитие субличности может иметь какпатогенный, так и саногенный, вернее, прогрессивный для личности характер.«Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью,желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт -особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния идентичности, длякоторого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. Таким образом,множественность виртуальных идентичностей может быть связана с открытостьюреальной идентичности» (А.Е Жичкина, Е.П. Белинская «Стратегия саморепрезентации и Интернет иих связь с реальной идентичностью»).
Между реальной и виртуальной идентичностью существуетвозможность взаимного влияния. Например, в рамках сказанного, девиантноеповедение, наличие которого отмечают многие исследователи сети, может какподпитывать невроз, так и служить способом осознания и отреагирования«низменных» вытесненных потребностей.
Виртуальное общение обладает рядом особенностей, кореннымобразом отличающих его от реального общения. Эти особенности выделены в работеМинакова «Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слояреальности»:
Исследованиям специфики виртуальных реальностей, в т.ч. иИнтернет-реальностей, и их места в современной культуре посвящено много работ,и, хотя данная тема далеко не исчерпана, мы не будем сейчас подробноостанавливаться на этом аспекте. Отметим только, что несмотря на то, чтовиртуальная презентация никогда не тождественна реальной, поведенческие сценариисетевых субличностей имеют право на реализацию и развитие, поскольку общениепосредством Интернет является не эрзацем, а самоценной средой человеческойдеятельности.
Существуют различные классификации способов общения вИнтернете. По степени интерактивности коммуникаций (А.Жичкина«Социально-психологические аспекты общения в Интернете») разделяют наиболееинтерактивные среды общения -- чаты и MUDs; наименее интерактивные - e-mail ителеконференции (в телеконференции и при общении посредством e-mail общениепроисходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаютсяon-line). По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс,выделяют: 1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта,ICQ); 2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты); 3)однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.) (В.Нестеров«К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций вИнтернете»). В рамках этих типологий интернет-форум (синонимы: гестбук/гостеваякнига, отзыв, дискуссия и т.п.) является полилоговой коммуникацией в режимеoff-line.
Так называемые «гостевые книги» («гестбуки»), предусмотренныепрактически на любом сайте, направлены на получение обратной связи отпосетителей данного ресурса. Зачастую обмен впечатлениями перерастает вгрупповую полемику, в которую включаются и посетители, и создатели сайта. Такимобразом «книга отзывов» может превратиться в популярный форум (конференцию), адискуссии затягиваются на неопределенное время. Как отмечает Е. Горный («Огестбуках»): «Для многих - гестбук это именно "речь", а не "текст", а писание вгестбук - не "работа", а естественный способ общения - существования ввиртуальном мире».
Как правило, интернет-форум изначально имеет цель обсуждениянекоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Однако опытныеработники сети (дизайнеры, редакторы сетевых журналов, модераторы и т.п.)прослеживают некую общую закономерность развития сетевых дискуссий, которые«почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти вплетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и прочие несуразности» (Е.Горный «О гестбуках). Таким образом, дискуссии имеют преимущественнопсихотерапевтическое значение для участников.
Кто же становится участником этих затяжных дискуссий? Е. Горныйиронически классифицирует дискурсантов следующим образом: «Выделяется ядропостоянно пишущих активистов (как правило, это те, кто активно участвует и вдругих дискуссиях) - это либо пассионарии от идеологии, которые "знают, какнадо" и маниакально высказывающие одни и те же идеи независимо от темыдискуссии, либо бонмотисты, для которых "как" важнее, чем "что"».
Мы постарались свести воедино качества, характеризующие общениев рамках интенет-форума:
Теперь попробуем выделить мотивационную составляющую, котораяопределяет вовлеченность участников в общение. Как уже было отмечено выше,начинаясь в рамках заданной темы, дискуссия зачастую уходит от нее в совсемдругие области.
Этими областями, как правило, становятся:
Отбросив последнюю составляющую, обратим внимание, что «сфераинтересов» дискурсантов может быть охарактеризована как актуальная дляпсихотерапевтических и психодинамических групп и может служить предпосылкой длясоздания «интерактивной групповой терапии» (здесь и далее мы будем рассматриватьтермин «терапия» не как синоним «лечения больных», а в более широком смысле, втом числе и как средство личностного роста). Каковы же перспективы развития для такого родадеятельности?
На основании предыдущего опыта, можно с уверенностью сказать,что большинство профессионалов-психотерапевтов и психологов смотрят на этотвопрос скептически. Действительно, о какой терапии, о каком развитии личностиможет идти речь, если личность клиента представлена только частично, в качествевиртуальной «субличности»? Кроме того, как можно проигнорировать возможностиневербальной коммуникации, которая в реальном межличностном общениипредоставляет до 55% информации и которые активно используется психологами ипсихотерапевтами? Каким образом будет управлять групповыми процессами (которые ктому же имеют свою специфику) ведущий группы? Насколько серьезной будутличностные изменения участников группы, не окажется ли виртуальная терапияограниченной рамками «поддерживающей» терапии?
Отвечая на последний вопрос, заметим, что попытки оказания«виртуальной психологической консультации» уже реализованы на различных сайтах,посвященных психологическим проблемам. К сожалению, эти форумы на проверкуоказываются малоэффективными, если критерием успеха считать позитивные глубинныеличностные изменения. У нас есть следующая версия объяснения этого феномена.
Форумы психологической тематики заявляют о себе как обонлайновых консультациях. Тем самым реклама настраивает посетителей, большинствоиз которых не обладает азами психологической грамотности, на получение некоегополезного «совета» от специалиста или от других посетителей сайта, готовыхподелиться собственным опытом в решении данной проблемы. Такие конференциистроятся по принципу: вопрос «клиента» – ответы специалистов и неспециалистов.Продолжение дискуссии «клиентом» содержит уточнение вопроса, разъяснениепроблемной ситуации, и направлено, как правило, на получение как можно большегоответов на вопрос «Что мне делать в этом случае?» Таким образом, вместоотработки собственной проблемы, посетитель получает пакет различныхповеденческих программ и, может быть, список литературы по интересующей еготематике.
Для того, чтобы «запустить» динамические групповые процессы, нанаш взгляд, следует отойти от декларирования чисто психологической тематики.Если область интересов хозяина включает в себя разворачивание психодинамическихпроцессов на страницах его гостевой книги, с его стороны гораздо эффективнеебыло бы опубликовать текст провокативного характера, содержащий «спорныеутверждения относительно общеинтересных тем» (Е. Горный).
Как мы уже говорили, если рассматривать «ник» как субличность,то нельзя не согласиться с тем, что он вместе с тем является «линзой, черезкоторую проглядывает личность» (М. Руффлер). То есть, исследуя мотивы, движущиевиртуальной субличностью, мы, во-первых, тем самым, познаем себя, и, во-вторых,имеем возможность влиять на личность через взаимоотношения с «ником». Нельзязабывать, что за каждой «виртуальной сущностью» стоит живой человек, ивзаимодействие с его «Я» происходит как раз посредством общения с «ником». Поаналогии с реальным общением: каждый из нас, попадая в ту или иную ситуацию (вт.ч. и на приеме у специалиста, и в психодинамической группе) таки или иначедействует посредством той или иной субличности (или нескольких сразу).Единственным принципиально новым аспектом является то, что эта субличность(субличности) не имеют телесного воплощения.
Многие исследователи проблемы виртуального общения в Интернетеутверждают, что в этом случае практически пропадает невербальная коммуникативнаясоставляющая. Остается только возможность выражения испытываемых (илиинсценируемых) пользователем чувств посредством «смайликов» и комментариев вскобках. Однако, на наш взгляд, это далеко не исчерпывает виртуальные проявленияневербальных компонент. Достаточно вспомнить о наличии невербальных текстовыхкомпонент (метафоры, аллегории, цитаты, ссылки и т.п). Ведь именно на этомсвойстве основана эмоциональная наполненность литературного творчества.
В ситуации интерактивного общения посредством форума личностьпроявляет себя как текст, отождествляется с текстом (в данном контексте впонятие «текста» мы включаем, в т.ч. и речь). Здесь прослеживается аналогия смоделью личности, предложенной В.В. Налимовым в его книге «Спонтанностьсознания», но в данный момент детальное рассмотрение этой модели лежит зарамками нашей работы. Мы просто констатируем, что текст сам по себе, помимовербальной, несет и большую невербальную нагрузку, исследованию которойпосвящено множество работ, лежащих на стыке психологии, философии, лингвистики,культурологии и др. Поэтому изучение виртуального общения в рамках этойпарадигмы кажется нам весьма перспективным.
Присутствие ведущего на интернет-форуме может быть как явным,так и неявным. Функции ведущего интерактивной психодинамической группы мы видимв том, чтобы:
Результаты психодинамического процесса мы имели возможностьнаблюдать на примере сайта Анатолия Протопопова. Основной (и единственный)текстовый ресурс этого сайта посвящен стратегии брачного поведения у людей.«Трактат о любви» А. Протопопова представляет собой популярное переложениересурсов по этологии, прежде всего работ Лоренца и Дольника, применительно кчеловеческим взаимоотношениям в современном мире. Автор предлагает рассмотретьвлияние инстинктивных составляющих на выбор сексуального партнера.
Таким образом, заявленная тема отвечает основным требованиям,предъявляемым к первоисточнику, на основе которого планируется разворачиваниедискуссии: она оптимальна по объему охваченных понятий (не является ни узкой, нислишком широкой и тем самым способна зародить и подпитывать дискуссию напротяжении длительного времени), провокативна (сексуально окрашена) и спорна(поскольку односторонне освещает тему, не учитывая социальный аспект брачного выбора).
Как и следовало ожидать, вступление в дискуссию каждого изучастников начиналось с выражения благодарности Автору за интересный текст иобсуждения некоторых моментов «Трактата». По мере расширения числа участниковотдельные дискурсанты начинали приводить «жизненные» примеры под предлогомосвещения их с этологической точки зрения. Постепенно примеры становились всеболее и более личностными и эмоционально окрашенными. «Случайных» посетителейувлекала не только перспектива «услышать совет», как вести себя в той или инойситуации, но и возможность взглянуть на ситуацию и на собственное поведение вней глазами других участников группы и получить от них эмоционально окрашеннуюоценку. Отмечено, что в некоторых случаях результатом дискуссии стало изменениев иерархии личностных ценностей отдельных участников. Психологическая помощьучастникам форума не ограничивалась обсуждением животрепещущих тем. Некоторым издискурсантов были даны задания смоделировать в реальности те или иные ситуации,с тем, чтобы потренироваться и освоить новые паттерны поведения. Те, ктопоследовал этим советам, отметили позитивные сдвиги в решении личностныхпроблем.
Примечательно, что большинство участников выбрало себе вкачестве «ников» человеческие имена (а несколько дискурсантов выступали подсобственными именами). Объяснение этой тенденции можно найти в работе Жичкиной иЕфимова «Результаты исследования поведения в Интернете». В этом исследованииобнаружена связь между молодым (16-25 лет) возрастом и большим количеством «ников».Логично предположить, что посетители протопоповского сайта, чей средний возрастпримерно равен 23-35 годам, уже пережили пик экспериментов с вычурнымипсевдонимами и представили в сети субличность, достаточно точно отражающую ихреальное поведение и ценности.
В отличие от реальной психодинамической группы,последовательная смена стадий развития виртуальной группы в явном виде непрослеживалась: все четыре этапа были представлены практически одновременно. Этосвязано с тем, что первоначальное вступление участников форума в дискуссиюпроисходило не единовременно, а по мере их обращения к основному текстовомуресурсу.
Обощая, можно выделить следующие этапы групповой психодинамики,специфической для виртуальной группы:
Нам трудно сделать однозначный вывод относительно того, был ли закреплен за кем-либо из участников статус «неформального лидера» (поскольку социометрические исследования мы не проводили). Однако «иерархические поединки», аналогичные реальным, можно было отследить по агрессивным словесным перепалкам, в которые оказались вовлечены многие участники, независимо от пола и возраста. Интересным было распределение ролей тех участников, которые стали постоянными посетителями и долгожителями сайта. Если условно оставить лидерство за Автором сайта, то роли участников, поддерживающих лидера, эксперта, оппозиционера и отверженного, свойственные реальной психодинамической группе, получили свое явное и неявное воплощение и в виртуальной реальности.
Стадия работоспособности представляла собой периодические «всплески» всеобщей заинтересованности, выражающиеся в продолжительном обсуждении одного топика с многочисленными ответвлениями. По мере возрастания доверительности между участниками дискуссии (которым нисколько не мешали агрессивные высказывания отдельных участников), начали актуализироваться все более глубинные темы. От чисто поведенческих проблем участники стали переходить к обсуждению экзистенциальных страхов, проблем выбора, смысла жизни и пр. Можно отметить позитивные изменения, которые произошли с некоторыми участниками форума:
Можно предположить, что в случае правильной стратегии ведущегогруппы, в результате такой интерактивной групповой работы возможно решениепроблем участников, направленное на расширение спектра сознания (по КенуУилберу) и переход на новый уровень сознания.
Резюмируя изложенное, отметим, что в нашей работе мы коснулисьнекоторых аналогий реального и виртуального общения, выявили особенностипоследнего, постарались наметить перспективу исследования и использованиявиртуального пространства интернет-форума для решения групповыхпсиходинамических задач. Несмотря на то, что данная работа написана не на основеэмпрических исследований, а на основе систематизации информации о виртуальномобщении и наблюдении за дискуссией на форуме, можно сказать, что у виртуальнойпсиходинамической группы, несмотря на ее специфику, есть определенныеперспективы для решения психодинамических задач путем групповоговзаимодействия.