В период начавшегося в 1910-1911 гг. в России охлаждения кпроблемам пола появилось в Германии психосоциологическое исследованиесексуального кризиса Греты Мейзель-Хесс...(Grete Meisel-Hess. Die SexuelleKrise. Jena, 1911)./
Свежестью веет от книги, исканием правды проникнутояркое, темпераментное изложение, в котором преломляется трепетная, многопережившая, богатая женская душа. Мысли Мейзель-Хесс не новы - не новы в томсмысле, что они реют в воздухе, что ими пропитана вся наша моральнаяатмосфера.
Каждый втайне от других передумал, перестрадал проблемы,разбираемые ею, каждый мыслящий человек теми или иными путями пришел к выводам,запечатленным на страницах "Сексуального кризиса"; но по въевшемуся в наслицемерию открыто мы все еще поклоняемся старому, мертвому идолу - буржуазнойморали. Заслуга Мейзель-Хесс та же, что и ребенка в сказке Андерсена: онапосмела со спокойным бесстрашием крикнуть обществу, что "на короле нет рубашки",что современная половая мораль - пустая фикция...
Подвергая последовательномуанализу все три основные формы брачного общения между полами: легальный брак,свободный союз и проституцию, Мейзель-Хесс приходит к пессимистическому, нонеизбежному выводу, что при капиталистическом строе все три формы одинаковозасоряют и извращают человеческую душу, разбивая всякую надежду на длительное ипрочное счастье, глубоко человеческое общение душ. При неизменном, стационарномсостоянии психики человека из затяжного "сексуального кризиса" нетвыхода.
Распахнуть заповедную дверь, ведущую на вольный воздух, на путь болеелюбовных, более близких, а следовательно, и более счастливых отношений междуполами может лишь коренное изменение человеческой психики - обогащение ее"любовной потенцией". Последнее же с неизбежной закономерностью требуеткоренного преобразования социально-экономических отношений, другими словами -перехода к коммунизму.
Каковы главные несовершенства, каковы теневые сторонылегального брака? В основу легального брака положены два одинаково ложныхпринципа: нерасторжимость, с одной стороны, представление о "собственности", обезраздельной принадлежности друг другу супругов - сдругой.
"Нерасторжимость" брака основывается на противоречащем всейпсихологической науке представлении о неизменности человеческой психики втечение долгой человеческой жизни. Современная мораль предъявляет достойноесмеха требование, чтобы человек во что бы то ни стало "нашел свое счастье", онаобязывает его сразу и безошибочно найти среди миллионов современников тугармонирующую с его душою душу, то второе Я, которое одно обеспечивает брачноеблагополучие. И если человек, а особенно женщина, в поисках за идеалом будетбрести ощупью, терзая свое сердце об острые колья житейских разочарований,общество, извращенное современной моралью, вместо того, чтобы спешить на помощьсвоему несчастному сочлену, начнет мстительной фурией преследовать его своимосуждением... Открытую смену любовных союзов современное общество, озабоченноеинтересами собственности (не "вида" и не индивидуального счастья), готоворассматривать как величайшее для себя оскорбление... "Нерасторжимость"становится еще нелепее, если представить себе, что большинство легальных браковзаключается "втемную", что брачующиеся стороны имеют лишь самое смутноепредставление друг о друге. И не только о психике другого, более того -совершенно не ведают, существует ли то физиологическое сродство, то созвучиетелесное, без которого брачное счастье неосуществимо. "Пробные ночи", говоритМейзель-Хесс, широко практиковавшиеся в средние века, далеко не "неприличныйабсурд"; при иной социальной обстановке в интересах расы, для обеспечениясчастья индивидуумов они могут иметь право гражданства.
Представление особственности, о правах "безраздельного владения" одного супруга другим являетсявторым моментом, отравляющим легальное супружество. В самом деле, получаетсявеличайшая нелепость: двое людей, соприкасающихся только несколькими гранямидуши, "обязаны" подойти друг к другу всеми сторонами своего многосложного Я.Безраздельность владения ведет к непрерывному, стеснительному для обеих сторонпребыванию друг с другом. Нет ни "своего" времени, ни своей воли, а зачастую,под гнетом материальной зависимости, нет даже "своего угла" отдельно отсупруга... Непрерывное пребывание друг с другом, неизбежная "требовательность" кпредмету "собственности" превращают даже пылкую любовь в равнодушие, влекут засобою несносные, мелочные придирки...
Моменты "нерасторжимости" и"собственности" в легальном браке вредно действуют на психику человека,заставляя его делать наименьшие душевные усилия для сохранения привязанностивнешними путями прикованного к нему спутника жизни. Современная форма легальногобрака беднит душу и уже никоим образом не способствует тому накоплению запасов"великой любви" в человечестве, о котором столько тосковал русский гений -Толстой.
Но еще тяжелее искажает человеческую психологию другая формасексуального общения - продажная проституция...
Оставляя в стороне всесоциальные бедствия, связанные с проституцией, минуя физические страдания,болезни, уродство и вырождение расы, остановимся лишь на вопросе о влияниипроституции на человеческую психику. Ничто так не опустошает душу, как зловынужденной продажи и покупки чужих ласк. Проституция тушит любовь в сердцах; отнее в страхе отлетает Эрос, боясь запачкать о забрызганное грязью ложе своизолотые крылышки.
Она уродует нормальные представления людей, она калечит ибеднит душу, она урезывает, отнимает у нее самое ценное - способность пылкого,страстного любовного переживания, расширяющего, обогащающего индивидуальностьзапасом пережитых чувствований. Она искажает наши понятия, заставляя видеть водном из наиболее серьезных моментов человеческой жизни - в любовном акте, вэтом последнем аккорде сложных душевных переживаний, нечто постыдное, низкое,грубо животное...
Психологическая неполнота ощущений при покупной ласкеособенно пагубно отражается на психологии мужчин: мужчина, пользующийсяпроституцией, в которой отсутствуют все облагораживающие привходящие душевныемоменты истинно эротического экстаза, научается подходить к женщине с"пониженными" запросами, с упрощенной и обесцвеченной психикой. Приученный кпокорным, вынужденным ласкам, он уже не присматривается к сложной работе,творящейся в душе его партнера-женщины, он перестает "слышать" ее переживания иулавливать их оттенки...
Нормальная женщина ищет в любовном общении полноты игармонии; мужчина, воспитанный на проституции, упуская сложную вибрацию любовныхощущений, следует лишь бледному, однотонному физическому влечению, оставляющемупо себе ощущение неполноты и душевного голода с обеих сторон. Растет обоюдное"непонимание" полов, и чем выше индивидуальность женщины, тем сложнее еедушевные запросы, тем острее сексуальный кризис. Проституция опасна именно тем,что ее влияние распространяется далеко за пределы отведенного ей русла...
Нои в третьей форме брачного общения - свободной любовной связи - имеется многотемных сторон. Несовершенства этой брачной формы - отраженного свойства.Современный человек привносит в свободные союз уже изуродованную неверными,нездоровыми моральными представлениями психику, воспитанную легальнымсупружеством, с одной стороны, и темной бездной проституции - с другой."Свободная любовь" наталкивается на два неизбежных препятствия: "любовнуюимпотенцию", составляющую сущность нашего распыленного индивидуалистическогомира, и отсутствие необходимого досуга для истинно душевных переживаний.Современному человеку некогда "любить". В обществе, основанном на началеконкуренции, при жесточайшей борьбе за существование, при неизбежной погоне либоза простым куском хлеба, либо за наживой или карьерой, не остается места длякульта требовательного и хрупкого Эроса... Мужчина опасается отравленных стрелЭроса, большого и истинного любовного захвата, могущего отвлечь его от"главного" в жизни. Между тем свободная любовная связь, при всем комплексеокружающей жизни, требует несравненно большей затраты времени и душевных сил,чем оформленный брак или беглые покупные ласки. Начиная с того, что душевныепритязания свободных возлюбленных друг к другу обыкновенно еще выше, чем улегальных супругов, и кончая невероятной затратой времени друг на друга...
Нои перед женщиной, особенно живущей самостоятельным трудом (а таких 30-40% вовсех культурных странах), стоит та же дилемма: любовь или профессия? Положениеженщины-профессионалки осложняется еще одним привходящим моментом -материнством. В самом деле, стоит перелистать биографии всех выдающихся женщин,чтобы убедиться в неизбежном конфликте между любовью и материнством, с однойстороны, профессией и призванием - с другой. Может быть, именно потому, чтосамостоятельная "холостая" женщина кладет на весы счастья при свободной любви нетолько свою душу, но и любимое дело, повышается ее требовательность к мужчине:она взамен ждет щедрой расплаты, "богатейшего дара" - его души.
Свободныйсоюз страдает отсутствием морального момента, сознания "внутреннего долга"; принеизменности же всего сложного комплекса социальных взаимоотношений нет никакихоснований рассчитывать, что эта форма брачного общения выведет человечество изтупика сексуального кризиса, как думают адепты "свободной любви".
Выход этотвозможен лишь при условии коренного перевоспитания психики - перевоспитания,требующего как необходимой предпосылки изменения и всех тех социальных основ,которые обусловливают собою содержание моральных представленийчеловечества.
Все предлагаемые в области социальной политики мероприятия иреформы, приводимые Мейзель-Хесс, не представляют чего-либо существенно нового.Они вполне покрываются требованиями, значащимися в социалистических программах:экономическая самостоятельность женщины, широкая, всеобъемлющая охрана иобеспечение материнства и детства, борьба с проституцией на экономической почве,устранение самого понятия о законных и незаконных детях, замена церковного бракалегко расторжимым гражданским, коренное переустройство общества накоммунистических началах. Заслуга Мейзель-Хесс заключается не в том, что онапозаимствовала свои социально-политические требования у социалистов. Гораздосущественнее, что в своих пытливых поисках сексуальной правды она, не будучи"активной социалисткой", набрела бессознательно на единственно приемлемый путьразрешения "половой проблемы". Вся наличность социальных проблем, этихнеобходимых предпосылок новых брачных отношений, не в состоянии разрешитьсексуального кризиса, если одновременно не вырастет великая творческая сила, неповысится сумма "любовной потенции" человечества...
Брачный союз впредставлении Мейзель-Хесс - союз, основанный на глубоком проникновении другдругом, на гармоническом созвучии душ и тел, останется и для будущегочеловечества идеалом. Но при браке на основе "большой любви" нельзя забывать,что "большая любовь" - редкий дар судьбы, выпадающий на долю немногихизбранников. Великая волшебница "большая любовь", расписывающая чарующимисолнечными красками нашу серую жизнь, лишь скупо касается сердец своимзачаровывающим жезлом; миллионы людей никогда не знавали всесилия ее колдующихчар. Что делать этим обездоленным, обойденным? Обречь их на холодные супружескиеобъятия без Эроса? На пользование проституцией? Ставить перед ними, как этоделает современное общество, жестокую дилемму: либо "большая любовь", либо"эротический голод"?
Мейзель-Хесс ищет и находит другой путь: там, гдеотсутствует "большая любовь", там ее заменяет "любовь-игра". Чтобы "большаялюбовь" стала достоянием всего человечества, необходимо пройти трудную,облагораживающую душу "школу любви". "Игра-любовь" - это тоже школа, это способнакопления в человеческой психике "любовной потенции"...
"Любовь-игра" вразличных своих проявлениях встречалась на всем протяжении человеческой истории.В общении между древней гетерой и ее "другом", в "галантной любви" междукуртизанкой эпохи Возрождения и ее "покровителем-любовником", в эротическойдружбе между вольной и беззаботной, как птица, гризеткой и ее"товарищем"-студентом - нетрудно отыскать основные элементы этогочувства.
Это не всепоглощающий Эрос с трагическим лицом, требующий полноты ибезраздельности обладания, но и не грубый сексуализм, исчерпывающийсяфизиологическим актом... "Игра-любовь" требует большой тонкости душевной,внимательной чуткости и психологической наблюдательности и потому больше, чем"большая любовь", воспитывает и формирует человеческую душу.
"Любовь-игра"гораздо требовательнее. Люди, сошедшиеся исключительно на почве обоюднойсимпатии, ждущие друг от друга лишь улыбок жизни, не позволят безнаказаннотерзать свои души, не пожелают мириться с небрежным отношением к своей личности,игнорировать свой внутренний мир. "Любовь-игра", требуя значительно болееосторожного, бережного, вдумчивого отношения друг к другу, постепенно отучила былюдей от того бездонного эгоизма, который окрашивает собою все современныелюбовные переживания...
В-третьих, "любовь-игра", не исходя из принципа"безраздельного" обладания, приучает людей давать лишь ту частицу своего "я",которая не обременяет другого, а помогает, наоборот, светлее нести жизнь. Этоприучало бы людей, по мнению Мейзель-Хесс, к высшему "целомудрию" - давать всегосебя, только когда налицо высшая, "священная" глубина и неотвратимость чувства.Сейчас мы все слишком склонны "после первого же поцелуя" посягать на всюличность другого и навязывать "целиком" свое сердце, когда на него ещесовершенно нет "спроса". Надо помнить, что лишь таинство великой любви дает"права"...
"Любовь-игра" или "эротическая дружба" имеет еще и другиепреимущества: она страхует от убийственных стрел Эроса, она научает людейпротивостоять бремени любовной страсти, порабощающей, раздавливающей индивидуум.Она способствует, как никакая другая форма любви, самосохранению индивидуума,говорит Мейзель-Хесс. "Ужаснейшее явление, которое мы называем насильственнымвламыванием в чужое Я, здесь не имеет места". Она исключает величайшее"грехопадение" - потерю своей личности в волнах страсти...
Наше времяотличается отсутствием "искусства любви"; люди абсолютно не умеют поддерживатьсветлые, ясные, окрыленные отношения, не знают всей цены "эротической дружбы".Любовь - либо трагедия, раздирающая душу, либо пошлый водевиль. Надо вывестичеловечество из этого тупика, надо выучить людей ясным и необременяющимпереживаниям. Только пройдя школу эротической дружбы, сделается психика человекаспособной воспринять "великую любовь", очищенную от ее темных сторон...
Безлюбви человечество почувствовало бы себя обокраденным, обделенным, нищим. Нетникакого сомнения, что любовь станет культом будущего человечества. И сейчас,чтобы бороться, жить, трудиться и творить, человек должен чувствовать себя"утвержденным", "признанным". "Кто себя чувствует любимым, тот себя чувствует ипризнанным; из этого сознания рождается высшая жизнерадостность". Но именно этопризнание своего Я, эта жажда избавления от призрака вечно подкарауливающего насдушевного одиночества не достигается грубым утолением физиологического голода."Только чувство полной гармонии с любимым существом может утолить эту жажду".Только "большая любовь" даст полное удовлетворение. Любовный кризис тем острее,чем меньше запас любовной потенции, заложенной в человеческих душах, чемограниченнее социальные скрепы, чем беднее психика человека переживаниямисолидарного свойства.
Поднять эту "любовную потенцию", воспитать, подготовитьпсихику человека для воспитания "большой любви" - такова задача "эротическойдружбы".
"Игра-любовь", разумеется, лишь суррогат "большой любви", еезаместительница...
Наконец, рамки "эротической дружбы" весьма растяжимы:вполне возможно, что люди, сошедшиеся на почве легкой влюбленности, свободнойсимпатии, найдут друг друга, что из "игры" вырастет великая чаровница - "большаялюбовь". Вопрос лишь в том, чтобы создать для этого объективную возможность.Каковы же выводы и практические требования Мейзель-Хесс?
Прежде всего,общество должно научиться признавать все формы брачного общения, какие бынепривычные контуры они ни имели, при двух условиях: чтобы они не наносилиущерба расе и не определялись гнетом экономического фактора. Как идеал остаетсямоногамный союз, основанный на "большой любви". Но "не бессменный" и застывший.Чем сложнее психика человека, тем неизбежнее "смены". "Конкубинат", или"последовательная моногамия" - такова основная форма брака. Но рядом - целаягамма различных видов любовного общения полов в пределах "эротическойдружбы".
Второе требование - признание не на словах только, но и на деле"святости" материнства. Общество обязано во всех формах и видах расставить напути женщины "спасательные станции", чтобы поддержать ее морально и материальнов наиболее ответственный период ее жизни.
Наконец, чтобы более свободныеотношения не несли за собою "ужаса опустошения" для женщины, необходимопересмотреть весь моральный багаж, каким снабжают девушку, вступающую нажизненный путь.
Все современное воспитание женщины направлено на то, чтобызамкнуть ее жизнь в любовных эмоциях. Отсюда эти "разбитые сердца", эти поникшиеот первого бурного ветра женские образы. Надо распахнуть перед женщиной широкиеврата всесторонней жизни, надо закалить ее сердце, надо бронировать ее волю.Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как ступень, какспособ выявить свое истинное Я. Пусть и она, подобно мужчине, научится выходитьиз любовного конфликта не с помятыми крыльями, а с закаленной душою. "Уметь влюбую минуту сбросить прошлое и воспринимать жизнь, будто она началась сегодня"- таков был девиз Гете. Уже брезжит свет, уже намечаются новые женские типы -так называемых "холостых женщин", для которых сокровища жизни не исчерпываютсялюбовью. В области любовных переживаний они не позволяют жизненным волнамуправлять их челноком; у руля опытный кормчий - их закаленная в жизненной борьбеволя. И обывательское восклицание "У нее есть прошлое!" перефразируется холостойженщиной: "У нее нет прошлого - какая чудовищная судьба!"
Пусть не скоро ещестанут эти женщины явлением обычным, пусть еще не завтра наступит сексуальныйпорядок - дитя более совершенного социального уклада, - пусть не сразупрекратится затяжной кризис пола, уступая место "морали будущего", дороганайдена, вдали заманчиво светлеет широко раскрытая заповедная дверь...
Коллонтай А.М. Любовь и новая мораль Философиялюбви. Сборник. Ч. 2. - М., 1990, стр.323-334.