Ребенок и деньги
Любые родители хотят видеть своего малыша здоровым, умным и успешным. Воспитание отношения к деньгам – важная и подчас трудная задача любящих взрослых. Ведь только от них зависит, будет ли ребенок, взрослея, удовлетворен своим материальным положением, научится ли зарабатывать и считать деньги, словом, будет ли он финансово благополучен.
На отношение человека к роли денег в своей жизни и на умение ими распоряжаться больше всего влияют две вещи. Это семейные установки и то, насколько рано он получил возможность потратить хоть какие-то суммы самостоятельно. Давайте посмотрим, как лучше всего научить маленького человека распоряжаться деньгами , чтобы он не чувствовал себя "принцем" или "нищим", а просто был уверен в себе.
Дети начинают понимать, что такое деньги, примерно в возрасте 4-5 лет. Можно затеять с малышом своеобразную игру: покажите ему разные монетки и купюры, объясните, что больше, что меньше. Когда пойдете в магазин, доверьте ему заплатить за покупки – протянуть деньги и взять чек. Кстати, его тоже можно потом "поизучать" вместе – какая покупка оказалась самой дорогой? А самой дешевой? Это поможет ребенку постепенно освоить эти понятия.
Чуть позже можно рассказать ему историю возникновения денег , конечно, на доступном уровне. Еще лучше, если удастся купить какую-нибудь книгу на эту тему с яркими запоминающимися иллюстрациями. Не забудем и про народные пословицы и поговорки. Расскажите малышу и про копейку, которая рубль бережет, и про скупого, который дважды платит.
Чтобы все это не осталось для ребенка лишь теорией, стоит подумать о возможности начать выделять для него карманные деньги. Это вовсе не баловство! Опыт самостоятельного распределения своих денег бесценен. Только таким образом можно научиться управлять финансами. Когда ваш малыш станет школьником , ему вполне можно будет выделять определенную сумму на расходы.
Однако, чтобы это действительно оказалось полезным уроком, нужно учесть следующее:
Конкретный размер "пособия" лучше определить вместе с ребенком. Если он требует больше, чем вы можете выделить, надо спокойно объяснить ему, почему это нереально.
Оговоренная сумма должна выделяться вами регулярно. Для маленьких детей пусть это будет раз в неделю, для подростков – раз в месяц.
Взрослые не должны жестко контролировать расходы ребенка. Пусть он тратит теперь уже свои деньги так, как захочет сам. Лучше совершить ошибку и извлечь из нее урок, когда тебе 8, а не 18.
Многие дети хотят иметь копилку. Что ж, если у вашего малыша есть такое желание, то выберите для него самую красивую "свинку" и пусть копит на здоровье. Лучше, если она будет небольшой по размеру – иначе ждать придется слишком долго. И еще насчет копилок: сейчас многие из них имеют в донышке "пробку", которую можно открыть и взять часть денег. Так вот, лучше выбирать копилку без этого. Это противоречит "условиям игры": крупная сумма как вознаграждение за терпение. Кстати, когда малыш подрастет – помните разговор про историю денег? – неплохо будет рассказать ему про основы банковского дела, счета и проценты.
Конечно, по мере взросления ребенка сумму его карманных денег необходимо увеличивать. Когда вы решите, что ему можно доверить немалые суммы и выделять их один раз в месяц "по-взрослому", выберите время и расскажите ему про планирование бюджета. Например, про то, что покупки можно разделить на три категории – каждодневные потребности (мороженое, жвачка, наклейки), краткосрочные траты (подарки, тетради) и долгосрочные. На покупки из последней категории можно копить не один месяц.
Лет с 14 ребенок вполне может зарабатывать самостоятельно. День, когда он впервые принесет домой заработанные самостоятельно деньги, должен стать в семье праздником . Не изымайте их в семейный бюджет, даже если ребенок настаивает на этом. Пусть он потратит их в свое удовольствие.
Многие родители колеблются, давать ли ребенку деньги за хорошие оценки. Лучше этого не делать. Учебная мотивация – довольно сложная структура, не разрушайте ее прямым материальным поощрением. Люди учатся, чтобы получить знания и навыки, которые потом дадут возможность самореализоваться и помогать другим людям. Однако вполне допустимо и даже желательно поощрить ребенка по итогам учебного года значительной для него суммой денег или ценным подарком. Не стоит "платить" и за выполнение каких-то домашних дел, даже не слишком приятных. В семье у каждого есть свои обязанности – вот и все! Ведь никто не платит маме за вкусный ужин, а папе – за починку утюга. Так и у младших членов семьи должны быть свои обязанности, например, уборка комнаты, оплачивать выполнение которых не нужно.
Итак, мы уже поняли, как важен для ребенка самостоятельный опыт управления пусть и небольшим, но своим бюджетом . Но не забудем и про второй фактор – убеждения, привитые с детства в родительском доме. Собственно, посоветовать тут можно только одно – не впадать в крайности. Даже если вы можете прямо сейчас купить хоть слона, не повторяйте без конца фраз, вроде "Мы можем позволить себе все". Невозможно предугадать, как сложится судьба малыша с такой установкой – ведь, к сожалению, гарантировать такое же благополучие ему не может никто.
И наоборот, если сейчас ваша семья не так богата, как хотелось бы, не твердите "Мы не можем себе этого позволить", "Это не для нас". У ребенка не должно быть чувства ущербности. В любом случае, не надо чересчур эмоционально демонстрировать крайнюю озабоченность финансовым положением семьи. В сложных ситуациях найдите возможность спокойно разъяснить ребенку, что происходит и каковы перспективы решения проблем.
Кроме того, на старших членах семьи лежит обязанность познакомить своего взрослеющего ребенка с таким явлением, как азартные игры. Конечно, не стоит бежать с 16-летним сыном в казино! Но чтобы столь популярные в последнее время залы игровых автоматов не стали запретным плодом, который всегда слаще, найдите время хотя бы рассказать про основные принципы "отъема денег у населения", на которых основана работа любого автомата или казино.
И, пожалуй, главное, что нужно объяснить малышу про деньги, – это то, что на них невозможно по-настоящему купить ни здоровье, ни любовь, ни дружбу.
Автор: Анна Битько
Что должно быть в портфеле первоклассника и почему? Мнение владельца портфеля может не совпадать с мнением родителей будущего ученика, который первый раз идет в первый класс. Как купить именно те принадлежности, которые и школьника порадуют, и родителям не покажутся неподходящими? Личным опытом делится автор статьи.
Зачем малышу, который еще не научился говорить, но уже умеет держать головку и пытается приобрести сложное, но полезное умение ползать, мог бы понадобиться трансформер - игрушка, изображающая разумную машину с планеты Кибертрон? Пожалуй, такая вещь будет ему интересна не раньше, чем лет через десять, а пока самый актуальный для малыша и мамы трансформер - это...