Анализ современного состояния теории и методики раннего обученияиностранному языку в дошкольных учреждениях позволяет утверждать обоснованность,позитивное влияние данной образовательной услуги на интеллектуальное развитиеребенка.
С другой стороны, учитывая современные тенденции образования как целостногопроцесса в его непрерывности и преемственности, возникает потребность в изучениивлияния иностранного языка на личностное развитие дошкольника во взаимосвязиличностного и психического, эмоционального и интеллектуального компонентов. Этопоможет восполнить существующий пробел как при обосновании и проектированиипроцесса обучения иностранному языку, так и при решении практических задачсредствами иностранного языка, в конечном счете способствующих личностномуразвитию, с учетом центральных и побочных линий этого процесса и зоны ближайшегоразвития ребенка.
В работе изучалось влияние раннего обучения иностранному языку наразвитие психологических новообразований детей старшего дошкольного возраста(как критериев личностного развития: воображение, эмоции, общительность и зонаближайшего развития - рефлексия).
Теоретико-методологическими предпосылками являются данные экспериментальныхисследований 1985-1995 г.г. по внедрению методики раннего обучения иностранномуязыку в дошкольные учреждения и культурно-историческая концепция Л.С. Выготскогои его последователей.
В теоретической части исследования была построена модель целостного инепрерывного развития в диалектике психического и личностного развития и вдинамике взаимосвязи центральных и побочных линий развития.
Выявленные психические новообразования дошкольного возраста послужилипоказателями в экспериментальном исследовании.
Выявленные модели развития контрольной и экспериментальной групп позволяютзаключить о влиянии раннего обучения иностранному языку на развитие такихновообразований ребенка дошкольного возраста как воображение, особая внутренняяпозиция, рефлексия: причем становление и развитие их происходит во взаимосвязи ихарактеризуется целостным преобразованием структуры взаимосвязанных показателей.
Конституирующими факторами таких изменений являются развитое воображение,речевая деятельность и общение детей в процессе коммуникативно - направленногообучения иностранному языку.
Это подтверждает необходимость построения данного процесса в соответствии сдинамикой развития новообразований дошкольного периода и зоной ближайшегоразвития.