Будущие первоклассники - это те, кому сегдня от 0 до 7-ми. Одним до школы ещедалеко, а у других родители полны тревоги. Справятся ли! Как готовить ребенка кшколе, как не превратить обучение в мучение для всей семьи?
А детство у человека действительно длинное. Оно составляет около четвертижизни и заканчивается лишь к 20-ти годам. Только детский мозг может усвоить тотогромный объем информации, который позволит существу занять достойное местосреди себе подобных. А вот раннее половое созревание, укорочение детства,биологи считают признаком деградации вида. Времени на обучение остаетсяменьше.
Обучение начинается с рождения и первые 6-7 лет - самый интенсивный период. Вэто время мозг накапливает большую часть представлений о мире. Вопрос, чему икогда учить, оказался совсем не праздным. Существуют возрастные периоды, вкоторые мозг наиболее чувствителен к определенный видам информации.
Науке известно, что дети так называемых малоцивилизованных народов, до 3-хлет опережают сверстников, воспитанных по европейским стандартам. Младенец всилу необходимости живет на теле матери. Защищенный телом матери, он вступает вбольшой, разнообразный, яркий мир, который запечатляет как нечто неразрывное собразом матери. Теперь сравните состояние ребенка, которого изо дня в деньукладывают в кроватку и он видит над собой только белый потолок, где и взглядузацепиться не за что. И не удивляйтесь, если малыш начинает бунтовать. Сенсорныйголод для него мучительнее пищевого. Не сердитесь на ребенка, который требуетновых впечатлений. Его мозг желает учиться.
Младенчество - это возраст запечатлений. Причем это не фотографии лиц ипредметов, а единый динамичный мир, в котором живут люди с их эмоциями,происходят различные события и течет время. К трем годам ребенок из "духовногоэмбриона" превращается в человека опытом познания и эмоционального переживанияокружающего мира.
А теперь поговорим об изолянтах. Так биологи и психологи называют тех, ктовырос в информационно бедной среде. Если забрать котят сразу после рождения, токошки, выросшие без матери, отказываются кормить своих детей. Они же часторождают не жизнеспособное потомство. Опыт с обезьянами, который бал назван"безмамные мамы", показал, что животные, выросшие без матери, без эмоциональногоконтакта, агрессивны и жестоки к своим детям. К сожалению, человечество знает,что такое "приютские дети". Их раннее детство лишено полноценной информации омире и людях. Очень редко взрослая жизнь бывших детдомовцев складываетсяудачно.
Так чему же учить до трех лет? Недавно на прием пришла молодая мать стрехлетней дочкой. С обидой сказала: "Буквы учить не хочет". Бедный ребенок.Вместо большого мира ей подсовывают непонятные символы. А ребенок желает видетьсолнце и небо. Он замечает, что луна бывает большой и маленькой, что небо можетбыть голубым или серым, что бывают облака и звезды. И у себя под ногами оннаходит уйму интересных вещей: траву и цветы, муравья и кузнечика, ворону исиницу. Помогите ребенку разглядеть, что есть куст, а есть дерево, елка ибереза, что одуванчик и ромашка похожи, но это не одно и то же. Через смену дняи ночи ребенок познает время. Он уже способен отделить "было", "есть" и "будет",хотя "вчера", "сегодня" и "завтра" появятся позже.
Ребенок запечатлевает мир как целое. До трех лет мозг стремиться набрать какможно больше информации. Поэтому он заставляет маленького человека везде лезть,дотягиваться, добираться, доковыриваться, даже с опасностью для жизни. И окрикистарших "не лезь", "не трогай", "убьешься", только подзадориваютисследовательское поведение ребенка. Стоит вам ослабить бдительность, и он всеравно доберется.
Группу детей предупредили, что нельзя заходить на половину комнаты,отгороженную веревкой. И лишь только за эксперементатором закрылась дверь, детиначали исследовать это "нельзя": одной ногой, потом запрыгивали двумя, а черезнесколько минут "опасная зона" с победным визгом была взята.
Ребенок познает мир всем своим существом. Он осязает его языком и губами,ладонями и подошвами, исследует вкус, запах, цвет, форму, звуки. Для полноговосприятия очень важно, что бы все каналы, все органы чувств получалиинформацию. Эти знания о мире необходимы, чтобы состоялся следующий этап, когдабудут устанавливаться связи между предметами и явлениями, когда будутформироваться понятия, когда мышление позволит человеку шагнуть за пределынепосредственного восприятия. И не надо дергать ребенка окриками. В этомвозрасте инстинкт исследования сильнее слов. Если вы умный родитель, вы уберетеопасности и поможете ребенку исследовать мир.
А теперь представьте себе группу трехлеток в детском саду. Сад необычный, аМонтессори - сад. Среда в нем организавана так, как считала нужным известныйпедагог Мария Монтессори. По периметру комнаты на уровне детских глазизображения планет солнечной системы, с потолка на ниточке спускается надувнойзеленый шар. В одной комнате мир Индии, в другой - Япония. Цель - заронить вдушу маленького человека, что мы - люди, живем на планете Земля, что естьконтиненты, моря, страны и народы. А еще на земле живут разные животные ирастения.
В нашей области есть небольшое село Сидоры. Специалисты Центра "Нейро" былиудивлены высоким уровнем нервно-психического развития детей. В возрасте 6-7-милет они справлялись с интеллектуальными задачами для 9-ти летних. Оказалось, чтоуже в яслях с ними занимались развивающими играми, а в детском саду и дома учатжизнь не по бесцветным картинкам, а впитывают вполне осязаемый мир роднойдеревни и окрестностей.
Известно и другое. Люди, выросшие в информационно бедной семье, не достигаютвысокого уровня образованности и плохо приспосабливаются к жизни. Чтобы сделатьсреду информационно бедной, не обязательно держать ребенка в пустой комнате.Если взрослый не отвечает на детские "почему" или отмахивается формальным"вырастешь - узнаешь", в голове ребенка образуется каша из впечатлений, которуюон не может упорядочить. Это вызывает чувство тревоги, мир воспринимаетсяугрожающим. Ребенок становится суетливым, раздражительным, капризным. Вдумайтесьв вопросы детей, они - философски глубоки, на них и ответить бывает трудно.Только не отвечайте, как эта незатейливая мамаша. Ребенок, прочитавший вывеску,спрашивает: "Мама, а что такое Кавказ?" Мать: "Это ресторан такой, а днемстоловая". Так и уйдет эта нелепость в память.
Детская память очень емкая. Ее ячейки еще свободны для информации, и оченьважно, чтобы эта информация была качественной, то есть чтобы она максимальноотражала реальный мир. Я погрешу против библейского утверждения, что "вначалебыло слово". Каждый начинает свою жизнь с запечатлений, с образа, а уже потом мыучимся обозначать все словами - символами. Без образа нет ни слова, нимысли.
Желая видеть своего ребенка в школе отличником, родители начинают ранообучать его чтению. Это хорошо, если информационный голод утоляется реальнымвосприятием образов, а буквы и слова лишь сопутствуют активному познанию. Ноесли только символы и коды будут заполять ячейки детской памяти, то получитсячитающая и пишущая машинка, которая если что-то и знает, то мало понимает, а ещеменьше умеет. Вы определенно встречали детей - резонеров, таких маленькихстаричков. Их рассуждательство поражает сложностью, не детскими оборотами речи.В их жизни коды заменили живое восприятие, поэтому на седьмом году жизни навопрос : "Чем отличается елка и береза?" - они четко рапортуют: " Елка зеленая,а березка белая". Различие между кленовым листом и бабочкой они видят в том, что"у бабочки усики, а у листика - палочка". Еж и елка отличаются только размерами.Усвоив речевые штампы, они меньше интересуются содержанием понятия, их мышлениестановится формальным. В школе эти дети могут быть на хорошем счету, т.к.система обучения тоже во многом формальна. Но учатся-то они не для школы, а длябудущей жизни! Лишенные практики образного познания и эмоционального опыта онимогут оказаться несостоятельными на всю жизнь.
И не надо думать, что детские запечатления сотрутся. Они уйдут в память ибудут храниться до тех пор, пока не станут актуальными. Забытая информациявсплывет из глубины памяти, объединиться с новыми впечатлениями и создаст новыезнания. Обучение тому, с чем когда-то встречался, пойдет успешнее.
Так вот для чего человеку такое длинное детство, и главный возраст в нем - до6-ти лет. И пожалуйста, не перепутайте. Буква - это только одно из средствполучения представлений о мире, и она может ничего не значить, если ячейкипамяти окажутся пустыми.
АИФ ·13 и ·14 за 1995г.